Мусульманское духовенство вместе со своими прихожанами организовывало проведение религиозных праздников: Новый год (Хиджра), День Ашура, месяц рождения пророка Мухаммада (Мавлид), Ночь Рагаиба, Исра и Миградж, Ночь Бараата, месяц Рамазан, Ураза-байрам, месяц Шавваля, Курбан-байрам и др.
Кроме того, муллы принимали участие в национальных праздниках, жизненных событиях, придавая им религиозную окраску (Сабантуй, Джиен, Науруз, Каз омэсе). К ним добавлялись такие общественные обряды, как обряд начала посева, обряд вызова дождя, обряд благодарения и др.
Важной обязанностью мулл, помимо общественных богослужений и праздников, было совершение религиозных обрядов, таких как Коран меджлисы (по разному поводу), имянаречение, бракосочетание (никах), похороны, поминальные меджлисы 3, 7, 40-го дня и в годовщину смерти, Корбан ашы, Мавлид и др.
Хранитель культуры и традиций: почему мулла в татарской деревне был всем
Например, обряд имянаречения у татар обычно происходил спустя неделю (7 дней) после рождения ребенка. В честь рождения ребенка в благодарность Аллаху мусульмане совершали специальное жертвоприношение – Гакыйка корбаны, накрывали праздничный стол, приглашали муллу, соседей, родственников и друзей. Гости приносили с собой подарки ребенку «на рост».
Когда собирались все приглашенные, ребенка на подушке подносили к мулле, он читал предписанные шариатом молитвы и нарекал ребенку выбранное родителями имя. После этого мулла читал Коран и произносил молебен, прося у Аллаха счастья и здоровья для ребенка. Торжество продолжалось обильным угощением, наставлениями имама, поздравлениями гостей.
Таким образом, быт татар-мусульман сопровождался ежедневными молитвами, повседневными заботами, чередуясь с праздниками, придавая повседневной жизни своеобразный ритм и порядок. Тесное переплетение обрядов этнического происхождения с исламскими обрядами, распространенными во всем мусульманском мире, чрезвычайно характерно для традиционной семейно-бытовой культуры и обрядности татар.
Ахуны, мухтасибы и кадии: как муллы продвигались по карьерной лестнице?
Их этническую жизнь просто невозможно представить без исполнения таких мусульманских обрядов, как Коръэн уку – чтение Корана, дога кылу – чтение молитв, садака олэшу – раздача милостыни. Они являлись стержнем таких событий, как свадебные торжества, наречение имени, похоронно-поминальный комплекс. Это переплетение было настолько органичным, что даже официальное, юридическое оформление этих событий проводилось не в учреждении, не в мечети, а в домашней обстановке во время званых обедов – никах туе, исем кушу и т.д.
Религиозным обрядом как обрезание мальчиков – «суннатлэу», редко занимались сами муллы, его совершали профессионалы, называемые «суннатче», «баба», «бабачы», «суннатче бабай», которым это умение передавалось по наследству от отцов и дедов.
Существовали такие селения, для мужского населения которых это становилось основным промыслом. В Заказанье, например, этим славились две деревни – Кошман Свияжского уезда и Масра Казанского уезда. Бабачы ходили по аулам, предлагая свои услуги. По шариату этот обряд возможен от 7-го дня после рождения до 20-летнего возраста. У татар было принято совершать обрезание в нечетные годы. Обычно это делали на первом, третьем или пятом году жизни ребенка.
Амишев Р.И.