Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик
После введения в 1828 году метрических книг, которые велись на родном языке прихожан, обязанностью мулл стала регистрация дат рождения, смерти, заключения брака и развода своих прихожан.
Так, при заключении брака мулла записывал имена родителей, супругов, заключающих брак, его времени, главных условий (махр), а также имена свидетелей и главного исполнителя, совершавшего бракосочетание, а при расторжения брака в метрических книгах отмечались имена супругов, причины, основания развода, время и исполнитель.
Один экземпляр метрических книг посылался в ОМДС, другой – хранился у старшего в приходе духовного лица, который нес персональную ответственность за правильную запись и выписки из нее.
В результате духовенство приобрело статус хранителя актов гражданского состояния, к которому прихожане, правительственные и общественные учреждения обращались по поводу уточнения или подтверждения дат рождения, смерти, браков, разводов мусульман и поручения об этом различных справок.
Особенно важны были метрики при установлении призывников для исполнения воинской повинности. Поэтому всякая неточность и неверность в записях сопровождались разными неудобствами, а иногда влекли за собой неблагоприятные последствия для лиц, призванных исполнять воинскую повинность, с другой стороны, неверные записи и пропуски затрудняли делопроизводство в уездных присутствиях по воинской повинности.
Это интересно: Как разводились мусульмане более века назад?
ОМДС заботилось о своевременном обеспечении махаллей метрическими книгами, систематически разъясняя и требуя правильного ведения документации. Так, в циркуляре от 28 апреля 1900 года за № 2471 указывалось, что муллы:
- Не должны вписывать в метрики ни одного такого духовного требования, которое происходило не при них и не при их участии;
- должны строго записывать требы, исполненные жителям своего прихода, даже временно проживающим;
- соблюдать правописание, особенно в собственных именах, которые необходимо писать четко, понятно и без излишеств;
- имамы, одержимые недугами (больные), не позволяющими им писать красиво и четко, могут поручать ведение метрических книг людям с твердым и красивым почерком, при непременном условии скрепления ими самими (муллами) метрических книг в подлежащих местах;
- метрические записи о браках, разводах, рождениях и смерти прочитывать вслух самим и, если в записях будут послед ними обнаружены какие-либо ошибки и упущения, то немедленно делать исправления и дополнения с надлежащими оговорками под статьями записей. Перечеркивание допущенных ошибок знаком X или > < отнюдь не допускается;
- заполнять все графы метрики;
- подписание всякого документа имамом должно производиться четко, с полным написанием имени, отчества и фамилии;
- хранящиеся при мечетях метрические книги должны быть собираемы в тома и крепко сшиваемы на средства прихожан;
- об утрате метрических книг по какому-либо несчастному случаю, об истреблении таковых пожарами или о неполучении новых метрических книг в приходах к 25 числу декабря месяца приходские имамы обязаны без замедления доносить Духовному собранию;
- объявить прихожанам, чтобы они обо всех случающихся в их семействах событиях, подлежащих внесению в метрические книги, своевременно доводили до приходских имамов, даже в случае временного их проживания на чужбине….
Объем приходской метрической книги чаще всего составлял 200– 250 листов. В ней было несколько разделов: наречение имени, никах, развод, умершие.
Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта. Два экземпляра метрических книг, которые были у муллы, должны были одинаково заполняться и ничем один от другого не отличаться. Поэтому имамы носили для исполнения требования оба экземпляра метрики, делая записи в обоих, подкрепляя своей подписью (или тамгой) и подписями причастных к делу лиц (например, свидетелей).
В случае неправильного заполнения, пропусков, ошибок в записи и нарушения условий в ведении метрик муллы не только подвергались дисциплинарной ответственности, но и наказывались уголовным судом «до удаления от должности» и тюремными сроками.
Так, если имам сразу не делал запись в метрику или записывал только по словам свидетелей, не участвуя сам, или не сдавал метрику в нужный срок, то ему объявлялся выговор или налагался штраф в размере до 20 рублей, или же он временно лишался указа.
В случае, если записи родившихся и умерших проводились не полностью, то налагались штрафы за лиц мужского пола – 15 рублей, женского – 7 рублей 50 копеек. Если имам с явным злым помыслом изменял, удалял или вовсе уничтожал записи, он подвергался лишению всех прав или свободы от полутора до трех лет, отправлялся в арестантское отделение или ссылался в Сибирь.
Таким образом, на мулл возлагалась большая ответственность за ведение в приходе актов гражданского состояния и выполнение всех функций современного ЗАГСа.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
Как мусульманке найти себе мужа дозволенным путем? Полезные советы
Как мусульманка может искать мужа, чтобы это не противоречило Исламу, если члены ее семьи погружены в свои собственные дела и не могут этого сделать? Учитывая, что сначала получаешь согласие родителей [на это]. Какой способ общения — наиболее подходящий, если общение вообще дозволено?
-
Зарабатывай деньги халяльным способом
Мы живем в очень материальном и циничном мире. К сожалению, все крутится вокруг денег и все, в конечном итоге, сходится к ним. В последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение инфляции. Цены на основные потребности жизни возрастают
-
Красота требует жертв или темная сторона моды и косметики
В настоящее время мода приобрела такую форму табу, что наши женщины, чтобы иметь возможность следить за модой не воздерживаются от обращений к уму непостижимым путям и опасностям. Некоторые дамы вместо того, чтобы украшать и развивать свою душу и сущность; используют макияж, краску и аморальную одежду, чтобы приукрасить лицо и внешний вид. Они ведут себя притворно как продавец-обманщик, который хочет продать плохой товар, обернув его в привлекательную упаковку.
-
Любовь Пророка (ﷺ) и Аиши (р.а.). Истории из их жизни
У них не было золотых гор и роскошных жилищ, но они были богаты, потому что обладали тем, что не достается даже королям – искренней любовью, крепкими отношениями, поддержкой и опорой в лице друг друга.
-
В возрасте ста сорока четырех лет Пророк Юсуф (с.а.) покинул этот мир…
Имеется очень много рассказов, связанных с пророком Юсуфом. Многие из них приводятся в тафсирах, поскольку повествования о нем прекрасны. Всевышний Аллах приводит и другие повествования, упоминая в них о других пророках, праведниках, толкователях снов, правителях, однако только повествование о пророке Юсуфе называет «прекраснейшим повествованием». Муфассиры объясняли это тем, что благочестивый Юсуф, как никто другой, прошел через многие страдания и муки, испытал любовь и ненависть, верность и измену. Будучи рабом, стал султаном. Из-за своей красоты был брошен в тюрьму. Благодаря душевной красоте стал правителем.
-
Что общего у пророка Исы (а.с.) и Джибриля (а.с.)?
Аллах отправил Джибриля (а.с.) в человеческом облике к праведной Марьям. Джибрил (а.с.) вдохнул в нее дух. Поэтому ей была дана долгая жизнь. А для пророка Исы местом обитания стало небо. Он мог оживлять мертвых. Куда бы он ни наступил, везде все оживало, обретало жизнь. Он гулял по тем местам, которые называются Ляхут (миром божественного). А этот видимый нам мир называется Насут.
-
Будет ли человек отвечать за свои мысли перед Аллахом?
За короткий промежуток времени в голове рождаются миллионы самых разных мыслей. Мысли хорошие и негативные, полезные и разрушительные..Человек не может контролировать мысли, возникающие у него в голове, но будет ли он спрошен за них?
-
Простит ли Аллах того, кто пьет вино?
Каково положение мусульманина-грешника? Простит ли Аллах того, кто не читал намаз, пил вино и т.п.? Он попадет в Ад или в Рай?