Во взаимоотношениях мусульманского духовенства и власти следует выделить проведение государством санитарно-эпидемиологических мероприятий (против эпидемий холеры, оспы, чумы).
Как известно, в конце 80 – начале 90-х гг. ХIХ века в России вспыхнула холера и к 1893 году эпидемией оказались охвачены 70 губерний и областей, в том числе Казанская губерния.
Санитарные мероприятия проводились при активной поддержке ахунов и мулл через ОМДС.
Как правило, они касались повседневной жизни мусульман, обусловленной нормами шариата. Во время вспышки эпидемий среди мусульман были непопулярны, в частности, меры профилактики, игнорировавшие традиционный погребальный обряд.
Именно муллам приходилось объяснять, и убеждать население в важности проводимых государством мер, что они необходимы «в целях предостережения» и направлены на защиту жизни прихожан.
В 1891 году Духовное собрание направило муллам Уфимской губернии указ о содействии «в скорейшей прививке детей своих прихожан от оспы».
В 1892 году был распространен правительственный циркуляр «Временных правил об умерших от холеры магометан», согласно которому допускалась возможность омовения умерших только в закрытых помещениях на холерных кладбищах, с тщательной дезинфекцией.
Земства, вовлеченные в деятельность по предотвращению эпидемий, оспы и чумы, нуждались в точных данных о новорожденных для эффективной вакцинации, поэтому на духовных лиц (циркуляром ОМДС от 7 июня 1891 года) была возложена обязанность на каждое полугодие доводить в уездные земские управы сведения о младенцах для их своевременной вакцинации.
Во всех случаях духовенству приходилось с помощью аятов из Корана и хадисов доказывать населению правомерность непопулярных временных мер.
«Мухаджиры»: почему татары массово покидали Российскую империю?
Крестьян-мусульман даже в начале XX века настораживала возможность получения какой-либо помощи от Общества Красного Креста.
Так, в голодном 1906 году в некоторых деревнях крестьяне-мусульмане отказывались получать помощь в виде бесплатного питания, опасаясь, что это подготовительная мера насильственного крещения в будущем. Лишь благодаря разъяснительной работе мулл, измученные голодом крестьяне согласились принять продукты.
В связи с распространением в священных городах – Мекке и Медине – эпидемии чумы, государство в целях предосторожности предприняло ряд мер, в том числе призвало мусульман воздержаться от паломничества. Сведения об этом были доведены до приходов в 1897 году через обращение муфтия ОМДС.
Муфтий объявил, что необязательно совершать хадж в этом году, сославшись на хадис Пророка: «На случай чумы и холеры Пророк ﷺ сказал: «Не ходите на места, охваченные заразными болезнями, а если явятся они у вас, то не убегайте в чужие страны». Он предложил отсрочить паломничество в Мекку на благоприятное для этого время.
В 1901 году муфтий ОМДС направил всему подведомственному духовенству циркуляр, в котором сообщалось о новых правилах по предупреждению чумы и о мерах борьбы с ней; мусульманское духовенство должно было объяснять прихожанам, что каждый возвращающийся в Россию паломник обязан пройти через карантинное учреждение на границе и получить «пометку в паспорте».
Амишев Р.И.