Как контролировали мусульманское духовенство в Российской империи
Стремление самодержавия контролировать мусульман и рост численности махаллей, иметь лояльных и законопослушных проводников государственной идеологии в лице духовенства исторически привело к образованию в 1789 году в г. Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания и регламентации порядка утверждения духовных лиц преимущественно на основе светского законодательства, с учетом некоторых шариатских норм, местных обычаев и традиций.
В Российской империи избрание, утверждение и деятельность мусульманского приходского духовенства были строго определены законом и контролировались местными и центральными органами власти.
«Хранители религии»: какой была роль имама в дореволюционной России
Законодательное регулирование положения мусульманского духовенства нашло отражение в «Полном собрании законов Российской империи», «Своде законов российской империи», в циркулярах Министерств внутренних дел и Министерства народного просвещения, в постановлениях и циркулярах ОМДС, постановлениях губернских правлений, назначавших и увольнявших духовных лиц, в указах Сената. Этими законодательными актами деятельность мусульманского духовенства – от низшего приходского муэдзина до высшего – муфтия – была организована, как «централизованная иерархическая система управления».
ОМДС находилось под юрисдикцией Департамента духовных дел и иностранных исповеданий Министерства внутренних дел Российской империи. Оно, как государственное учреждение, в силу российских законов не могло выйти за рамки административных, аппаратных и управленческих функций. Многие фетвы (указы, постановления) носили характер рекомендаций. Несмотря на это, российское правительство строго следило за соответствием российскому законодательству решений принимаемых в муфтияте.
В административном отношении приходское духовенство подчинялось ОМДС и, согласно ст. 1420 «Уставов духовных дел иностранных исповеданий», «подлежало суду и взысканию» за нарушения обязанностей духовного звания. Духовное собрание имело право определять наказания, предусмотренные ст. 1424 того же Устава: временно удалять от должности, отрешать от нее вовсе, либо лишать духовного звания. Эти решения проводились через Губернское правление, и последнее было не вправе их отменить.
По всем прочим обязанностям, не относившимся к духовным, приходское духовенство подлежало светскому суду по законам уголовного судопроизводства. Право возбуждения судебного преследования и предание суду духовных лиц мусульманского вероисповедания принадлежало Губернскому правлению, органу власти, утверждавшему и увольнявшему духовных лиц с должности приходского муллы.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
Аллах прикажет обитателям небес спуститься на землю и окружить людей…
Факих (да будет милостив к нему Аллах) сказал: Мухаммед бин Фазил со своим иснадом передал от Даххака. Он сказал: «Поистине, Аллах прикажет обитателям небес спуститься на землю и окружить людей». Затем спустятся обитатели второго неба. Затем - третьего. После этого - четвертого неба. Таким образом, спустятся все ангелы семи небес. Они выстроятся рядами. Люди не смогут подойти к ним. Аллах сказал в Коране...
-
Исламская линия доверия: "Прошлое жены не дает мне покоя..."
У меня такое положение.. Я женат.. У меня родилась дочь.. Я люблю свою жену и свою дочку.. Но их происхождение, мне не дает покоя насчет ислама.. Жена до того как я ее узнал, общалась с другими тоже, и само собой прелюбодеяничала... Но я ее узнал полюбил, и у нас тоже было (зина).. Наши родители были против, и она была от меня беременна, без никах.. Родители были против, потому что про нее слухи во всем районе ходили.. Но я ее очень сильно полюбил, я много раз пытался ее бросить, но мне душа и сердце не позволяли этого делать..
-
Кто из пророков выше по статусу: Адам (а.с.) или Мухаммад (с.г.в.)?
Адам (а.с.) сказал своему сыну Шиту: «Сын мой, в Раю я не видел ни одного места, не украшенного именем этого пророка. Арш и Курси, Хранимая скрижаль и Калям свидетельствуют о его величии». Шит (мир ему) спросил: «Кто из вас превыше: ты или он?» Адам (алейхи салям) долго молчал. Только после того, как этот вопрос был повторен три раза, он ответил...
-
Молодые люди, которых Аллах ненавидит больше всего
В арабском языке отсутствует точный аналог русского слова «труд». Вместо него употребляются слова «’амаль» (действие) или «касб» (зарабаток, присвоение). Слово же «труд» подразумевает тяжёлую физическую нагрузку, большую, скажем, чем «работа». Описание его в сравнительно меньшей степени, но присутствует в священных текстах в разных описаниях.
-
Какого цвета должна быть одежда мусульманина?
В настоящее время одежда становится все более и более унифицированной. Значит ли это, что мусульмане тоже могут одеваться как им вздумается? Что можно носить мусульманам, а что нельзя, какого цвета и фасона должна быть одежда – далее мы поговорим об этом.
-
"Что бы ни попросили они у Аллаха, тотчас же все происходит..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
-
Почему люди совершают грехи, в которых когда-то обвинили других?
Кто обвинил своего брата в грехе, от которого он покаялся Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, тот не умрет, пока не испытает его Аллах этим грехом...
-
Почему Пророк (ﷺ) велел мужчинам остерегаться женщин?
«Я не оставил после себя для мужчин смуты больше, чем женщины» - предостерег посланник Аллаха...