Как контролировали мусульманское духовенство в Российской империи
Стремление самодержавия контролировать мусульман и рост численности махаллей, иметь лояльных и законопослушных проводников государственной идеологии в лице духовенства исторически привело к образованию в 1789 году в г. Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания и регламентации порядка утверждения духовных лиц преимущественно на основе светского законодательства, с учетом некоторых шариатских норм, местных обычаев и традиций.
В Российской империи избрание, утверждение и деятельность мусульманского приходского духовенства были строго определены законом и контролировались местными и центральными органами власти.
«Хранители религии»: какой была роль имама в дореволюционной России
Законодательное регулирование положения мусульманского духовенства нашло отражение в «Полном собрании законов Российской империи», «Своде законов российской империи», в циркулярах Министерств внутренних дел и Министерства народного просвещения, в постановлениях и циркулярах ОМДС, постановлениях губернских правлений, назначавших и увольнявших духовных лиц, в указах Сената. Этими законодательными актами деятельность мусульманского духовенства – от низшего приходского муэдзина до высшего – муфтия – была организована, как «централизованная иерархическая система управления».
ОМДС находилось под юрисдикцией Департамента духовных дел и иностранных исповеданий Министерства внутренних дел Российской империи. Оно, как государственное учреждение, в силу российских законов не могло выйти за рамки административных, аппаратных и управленческих функций. Многие фетвы (указы, постановления) носили характер рекомендаций. Несмотря на это, российское правительство строго следило за соответствием российскому законодательству решений принимаемых в муфтияте.
В административном отношении приходское духовенство подчинялось ОМДС и, согласно ст. 1420 «Уставов духовных дел иностранных исповеданий», «подлежало суду и взысканию» за нарушения обязанностей духовного звания. Духовное собрание имело право определять наказания, предусмотренные ст. 1424 того же Устава: временно удалять от должности, отрешать от нее вовсе, либо лишать духовного звания. Эти решения проводились через Губернское правление, и последнее было не вправе их отменить.
По всем прочим обязанностям, не относившимся к духовным, приходское духовенство подлежало светскому суду по законам уголовного судопроизводства. Право возбуждения судебного преследования и предание суду духовных лиц мусульманского вероисповедания принадлежало Губернскому правлению, органу власти, утверждавшему и увольнявшему духовных лиц с должности приходского муллы.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
"Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху..."
Посланник Аллаха (мир Ему) сказал: «...Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо» (Абу Дауд)
-
Смерть непременно настигнет вас
Мы видим, что кто-то умирает, оставляя после себя многомиллиардные капиталы, забирая с собой мрак неверия и череду совершенных преступлений, пополняя ряды обитателей Ада. А кто-то не оставляет своим наследникам ни динара, ни дирхама, но оставляет полезные знания, еще многие годы спасающие веру целых поколений, и забирает с собой веру и праведные деяния
-
Малое омовение, стирающее грехи
Сами эфенди (рахматуллахи алейхи) боялся уйти в мир иной без омовения.
Великий праведник Маруф Кархи (рахматуллахи алейхи), засучив рукава, совершал очищение песком (тайяммум). Тот, кто видел это, спрашивал его:
– О Шейх! Река очень близко. Зачем вы совершаете тайяммум?
Он отвечал:
– Кто мне даст гарантию того, что, пока я дойду до нее, я не умру?!
-
В чем заключается долг отца перед ребенком?
Одна из важнейших задач родителей по отношению к новорожденному - проитать азан в правое ухо, икамат – в левое, а также дать ему красивое имя. По словам отца Убайдуллы ибн Рафи, когда Почтенная Фатима (да будет доволен ею Аллах!) родила Почтенного Хусейна (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) произнес азан в его уши. По словам Почтенного Хасана (да будет доволен им Аллах!) или Почтенного Хусейна (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если вы прочитаете своему ребенку, после рождения, азан в правое ухо и икамат в левое ухо, то он не получит вреда в детском возрасте».
-
Суфизм в Османской империи
Суфизм или как его еще называют на Западе мусульманский мистицизм, был чрезвычайно распространен в Османской империи.
Стремление к духовному самосовершенствованию, тяга к постижению высшей истины присущи многим людям и следование по духовному пути (тарикат) было распространенным явлением в мусульманской стране, основу законодательства которой составляли законы шариата.
-
20 действий намаза, которые не следует пропускать ни в коем случае
Некоторыми ваджибами в поклонении являются следующие:
1. Исполнение данных клятв.
2. Завершать начатый нафиль-намаз.
-
В этот город никогда не сможет проникнуть Даджаль
Медина стала почитаемым и величественным городом благодаря Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где люди устремляются посетить этот город, с целью навестить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
-
Грехи того, кто прочитает эту суру ночью будут прощены уже к утру
Обычно эта сура читается покинувшим этот мир, чтобы их душа обрела покой. Однако читать её нужно не только для покойных. Эта сура приносит душевное спокойствие и умиротворение людям и в этом мире.