Голос мусульманской уммы: 120-летие газеты «Казан мухбире»

Фото предоставлено автором.

Фото предоставлено автором.

В этом году мы отмечаем важную веху в истории татарского народа – 120-летие газеты «Казан мухбире»/ قزان مخبری («Казанский вестник»), которая стала первой общественно-политической и литературной газетой в Казани на татарском языке. Это издание, появившееся в бурные времена Первой русской революции (1905–1907), стало не просто источником новостей, а настоящим катализатором национального пробуждения татарского народа и мусульманской общины России.

Для наших читателей-мусульман эта история особенно близка. Газета ратовала за духовное единство, защиту исламских ценностей и равенство в многоконфессиональном обществе. В этой статье, опираясь на исторические факты и воспоминания разберем, почему «Казан мухбире» остается символом стойкости и прогресса.

Истоки: рождение в эпоху перемен

Представьте себе Казань осенью 1905 года. Революция только что дала толчок к либерализации. Манифест Николая II от 17 октября обещал свободы, включая печать. Именно в этот момент, 29 октября, вышел первый номер «Казан мухбире». Изначально газета планировалась как двуязычная – на татарском и русском, чтобы охватить более широкую аудиторию. Однако Главное управление по делам печати Российской империи и организаторы решили ограничиться татарским вариантом после третьего номера. Причем первые три номера вышли только на русском языке.

Юсуф Акчура: политика "тюркского единства" как шанс сохранить великий народ

Мечеть Марджани. Начало ХХ века / Выставка "Соборные мечети Казани"

Мечеть Марджани. Начало ХХ века / Выставка "Соборные мечети Казани"

Газета издавалась до 23 марта 1911 года, всего увидели свет 416 номеров. Сначала она выходила три-четыре раза в неделю, но с 1908 года – реже, один-два раза, с сокращенным форматом. Печаталась в типографиях братьев Каримовых, затем в «Матбагаи Шараф» и «Баянельхак». К 1908 году треть страницы, включая первую полосу, занимала реклама – признак коммерческого успеха, но и компромисса с реальностью.

Одним из интересных фактов является то, что власти возложили на газету задачу пропаганды русской культуры. Поэтому в ней публиковались переводы произведений Леонида Андреева, Всеволода Гаршина и других русских писателей. Это создавало мост между культурами, но не мешало отстаивать татарскую самобытность.

Редакторы и авторы: команда мечтателей и борцов

За годы существования газета сменила нескольких издателей и редакторов, каждый из которых внес свой вклад. До 1908 года фактическим редактором был Юсуф Акчура – в последующем видный татарско-турецкий интеллектуал, чьи аналитические материалы о Государственной думе задавали тон. Официальные редакторы:

Авторы были настоящими светилами татарской интеллигенции: Галимджан Баруди, Габдулла Буби, Касим Биккулов, Мажит Гафури, Хасан-Гата Габаши, Гаяз Исхаки, Галиасгар Камал, Фатих Карими, Ахмад-Хади Максуди, Фуад Туктаров и многие другие. Печатались стихи Юсуфа Акчуры, Зарифа Башири, Нажипа Думави, Шарифа Камала и других.

Женщины не оставались в стороне: в «Женской рубрике» публиковались Суфия Кулахметова (слушательница Петербургских высших медицинских курсов, сестра Гафура Кулахметова), Хабиря Насырия (племянница и ученица Каюма Насыри), Фахрельбанат Сулейманова (будущий отв. редактор журнала Сююмбике), обсуждая роль мусульманок в семье и обществе, вопросы женского образования и прав.

Их материалы делали газету живой: от религии до поэзии и критики, от новостей до юмора. В 1909–1910 годах выходило приложение «Без» («Шило») – 25 номеров сатиры, которые разряжали серьезную атмосферу, высмеивая пороки общества.

Татарская книжная культура: от рукописей XIV века до газет XX столетия (Фото)

От ислама до повседневности

«Казан мухбире» провозгласила себя демократическим органом, защищающим свободу слова, личности, вероисповедания и равенство. Как официальный орган либерально-демократической партии «Иттифак аль-муслимин» до 1907 года, она ратовала за духовное единение мусульман России. Особое внимание уделялось основам ислама. Статьи объясняли его принципы, критиковали насильственную христианизацию татар, осуждали деятельность Николая Ильминского, Евфимия Малова и Константина Победоносцева.

Газета продвигала джадидизм – реформу образования с внедрением новометодных школ, где сочетались исламские и светские знания. Освещалась забастовка шакирдов медресе «Мухаммадия» в 1906 году, требовавшая единой программы и больше светских наук. Политические темы часто доминировали, в том числе освещались программы партий, работа Думы (аналитика Акчуры), отчеты мусульманской фракции (от Алкина). Хроника включала заседания городских и земских учреждений, новости ученых и благотворительных обществ.

Рубрики делали издание универсальным:

Фото предоставлено автором.

Фото предоставлено автором.

Вызовы и закрытие

В деятельности газеты не все было гладко. Острые статьи Бурхана Шарафа приводили к штрафам, конфискациям номеров и отстранению редакторов. С приходом Б. Шарафа и Сайдашевых фокус сместился к коммерции, шрифт уменьшился, бумага ухудшилась. Иногда подписчикам высылали книги в подарок. К 1911 году газета закрылась, но ее дух жил в последующих изданиях.

Для татар-мусульман «Казан мухбире» стала не просто газетой, а школой нации. Она объединила умму в борьбе за права, просвещение и культурное возрождение, заложив основу для джадидизма. Ее вклад в татарскую публицистику был фундаментальным. Она сформировала поколение, которое позже повлияло на советскую и постсоветскую историю.

Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle