В Медине в Мечети Пророка (мир ему) расположены колонны, каждая из которых имеет особое значение. Месторасположение данных колонн (на арабском «устувана» - прим.) было сохранено со времен пророка (мир ему). Большинство людей, посещающих мечеть, не обращают должного внимания или просто не знают историю, которая кроется за этими колоннами.
Известный ханафитский ученый Мулла Али аль-Кари как-то написал: «Колонны мечети пророка обладают особенной добродетелью и благословением. И каждый, кто оказался в Медине, должен посетить мечеть, где он сможет провести время в намазе и молитве».
1. Устувана Ханнана.
Колонна Ханнана расположена за михрабом Пророка с правой стороны и является самым благословенным, так как именно в этом месте совершал молитву посланник Аллаха (мир ему). В этом месте также росло финиковое дерево, о которое бывало пророк упирался во время своей проповеди. Когда же был сделан минбар, Пророк начал читать свои проповеди оттуда. И тогда дерево залилось слезами, а плач был слышен во всей мечети. Посланник Аллаха (мир ему) подошел к дереву, положил свою руку на него, и плач прекратился. Он (мир ему) сказал:
«Дерево плачет от того, что рядом с ним поминали Аллаха, и, сейчас когда построили минбар, оно не слышит поминания Аллаха. Если бы я не положил на него свою руку, оно бы плакало до наступления Судного Дня».
Эта колонна называется Устувана Ханнана, что с арабского языка значит «плачущая верблюдица».
2. Устувана Аиша.
Эту колонну еще называют Устуванна Мухаджирин, так как мухаджиры – переселенцы любили сидеть именно в этом месте. Посланник Аллаха (мир ему) совершал намаз на этом месте, пока не переместился к месту рядом с колонной Ханнана. Кроме того, эту колонну называют Устувана Кура, так как Аиша передала, что Пророк (мир ему) сказал:
«В этой мечети есть такое место, если бы люди знали о истинной ее благословенности, то помчались бы туда, и для совершения молитвы на этом месте кидали бы жребий (кура)».
Люди попросили показать Аишу то самое место, но она отказалась. Но позже когда на этом настоял Абдулла ибн Зубайр, она показала на место рядом с этой колонной. Эта колонна называется именем Аиши, так как именно она передала данный хадис и показала это место.
3. Устувана Тауба/Абу Любаба.
Во время битвы Бану Курайха, после того, как мусульмане окружили врагов, Абу Любаба рассказал им, что мусульмане собираются делать с ними. Но он не должен был раскрывать врагу планы мусульман, и, осознав свою ошибку, он опечалился и привязал себя в мечети к финиковому дереву:
«Пока мое покаяние не будет принято Аллахом, я буду привязан к тому дереву. И только пророк сможет меня развязать».
На протяжении длительного времени Любаба оставался привязанным к дереву без еды и питья, кроме времени молитвы и когда справлял нужду. После нескольких дней на привязи, он получил благую весть о том, что его покаяние было принято. Об этом ему сообщили сподвижники, которые захотели развязать его, но он отказался: «Пока Пророк не развяжет меня своими благословенными руками, я никому не позволю развязать меня».
Когда пророк пришел в мечеть для совершения фаджр-намаза, он развязал Любаба. Именно поэтому колонна называется Устувана Тауба – Колонна Покаяния, или колонна Любаба.
4. Устувана Сарир.
«Сарир» означает место для сна. Сообщается, что посланник Аллаха совершал на этом месте итикаф и спал на этом месте во время пребывания в мечети.
5. Устувана Харс/Али.
«Харс» – смотреть, защищать. На этом месте сподвижники пророка Мухаммада имели обыкновение сидеть и наблюдать за происходящим в мечети. Особенно часто этим делом занимался сподвижник Али, поэтому второе название данной колонны – Уставана Али.
Когда был ниспослан аят: «Аллах защитит тебя от людей» (5: 67), Пророк сказал своим сподвижникам, что больше не нуждается в людях, которые бы следили за происходящим в мечети, так как Всевышний даровал свое обещание защитить его.
6. Устувана Вуфуд.
«Вуфуд» означает посыльные. Когда посыльные от имени своих племен приезжали к Пророку (мир ему), он (мир ему) встречал их на этом месте. На этом же месте он разговаривал с ними и учил исламу.
7. Устувана Тахаджуд.
Именно на этом месте поздно ночью, когда все покинули мечеть, был расстелен коврик для того, чтобы Пророк совершил тахаджуд.
8. Уставана Джабраиль.
Рядом с данной колонной было место, где Ангел Джабраиль спускался к Пророку (мир ему). Сегодня ее невозможно увидеть, так как она расположена в священной комнате посланника.
Эти 8 мест имеют особое значение, как и мечеть Пророка и город Медина. Вы только представьте, что Посланник аллаха и Его сподвижники ходили именно в этих местах много лет назад.
Сайда Хайат