Священная война за независимость

Со времени  битвы при Плесси в 1757 году, когда англичанам удалось обманом нанести поражение войску бенгальского наваба Сираджа ад-Даула, началось завоевание Индии. Через сто лет  она оказалась полностью под контролем английской Ост-Индской  компании, которой британские власти предоставили исключительное право на управление завоеванной страной. До прихода англичан на земли Индии в ней правила  мусульманская династия Великих Моголов, основанная одним из потомков Тимура Бабуром. Расцвет мусульманской державы приходится на вторую половину 16 - начало 18 века, когда почти весь полуостров Индостан входил в ее состав. Затем держава Великих Моголов погрузилась в междоусобицы, чем воспользовались англичане,   медленно, но верно наращивавшие свое присутствие в Индии и в один прекрасный момент превратившиеся из торговцев в хозяев Индийского субконтинента.

С помощью силы англичане подчинили себе местных правителей  отдельных княжеств. Принцип управления Индией был сформулирован английским генерал-губернатором Ричардом Уэлсли: «Туземные раджи могут сохранить внешние знаки своей власти, но должны отказаться от всякой политической самостоятельности».

Англичане увеличили налоги на местных крестьян и ремесленников вдвое и отдали их сбор на откуп служащим Ости-Индской компании, которые в свою очередь перепоручили их местным ростовщикам. Они также запретили местным купцам заниматься внешней торговлей, установив грабительские пошлины (75%) на продукцию индийских ремесленников, что сделало невыгодным ее производство. Миллионы крестьян и ремесленников разорились.  Все это приводило к настоящим эпидемиям голода: в 1769-1770 в Бенгалии от голода погибло от 7 до 10 миллионов человек. Через десять лет голод повторился и опять унес несколько миллионов жизней. От голода страдали также и другие регионы Индии: Джамму, Бомбей, Мадрас. В 1800—1825 годах  от голода умерло 1 миллиона человек,  в 1825—1850 годах — 400 тысяч.

Как сообщал  британский генерал-губернатор Уильям Бентинк в  1834 году: «Равнины Индии белеют костями ткачей». Кроме этого англичане вывезли из Индии драгоценных камней и металлов на общую сумму в миллиард фунтов стерлингов. (В современном исчислении эта сумма равняется56 миллиардам 30 миллионам фунтов стерлингов).

Пострадали и местные правители: англичане, не церемонясь, ликвидировали их государственные образования, конфисковали земельные владения  и лишали прав на имущество и наследство. Практически любой британский офицер колониальных войск мог запросто избить раджу или князя на глазах у его свиты и слуг и ему ничего за это не было.

Англичане презрительно относились к самобытной индийской культуре и религиям, называя их отсталыми. Вместо этого они стремились насаждать свою «цивилизованную» культуру, присущую их «богоизбранной нации».

Это противостояние имело и религиозное измерение:  в 1813 году было отменено ограничение на миссионерскую деятельность христианских проповедников в Индии. «Жители густонаселенных областей Индии, которые составляют значительную  часть Британской империи, пребывая в самом плачевном состоянии из-за своего религиозного невежества и под влиянием самыхотвратительных иунизительных суеверий, нуждаются в  самом сострадательномучастии и доброжелательной помощи английских  христиан»,-  писал один из христианских проповедников в своем обращении в Парламент.

Еще более цветисто выражался преподобный Маклеод Уили, руководивший миссией в Бомбее:

«Когда ясно виден контраст между правлением христиан и язычников; когда нищета людей заставляет  нас размышлять о тех благодеяниях для миллионов, которое несет за собой расширение правления Британии, не является стремлением, но благом желание страны, ведомой Богом подчинить своему управлению другое государство».

Со своей стороны индийцы рассматривали подобные действия как угрозу своей национальной идентичности, в которой религиозная составляющая являлась определяющей. Индийских мусульман, в частности, сильно раздражал тот факт, что англичане за годы своего правления уничтожили систему земельных вакфов под предлогом их «дурного управления».

Для  них была неприемлема политика англичан, расправлявшихся без суда и следствия с представителями многих уважаемых мусульманских семей из-за ничем не обоснованных подозрений, лишивших многих мусульман не только средств, но и смысла существования, разрушавших их  жизненный уклад. Более того политика англичан в отношении мусульман поддерживалась и оправдывалась христианским духовенством.

Английские (и не только) историки, защищая колониальное правление Британии в Индии, часто сводят причины восстания 1857-58 годов к тому, что из-за новых патронов к ружьям, которые были смазаны свиным и коровьим жиром, взбунтовались сипаи. Дескать, не вынесли, темные индийцы такого издевательства над своими религиозными чувствами (свинья –нечистое животное для мусульман, корова –священное животное для индуистов).

Сипаи являлись наемными солдатами полков, сформированных Ост-Индской компанией для ведения военных действий на территории Индии и на ее границах. Индийцы охотно вербовались в эти полки из-за своей  повальной бедности и невозможности прокормить свои семьи иным способом. В них служили как индуисты, так и мусульмане.

10 мая 1857 года в  Мируте недалеко от Дели стихийно вспыхнуло восстание сипаев 11-го и 20-го полков. Восставшие перебили офицеров-англичан и направились в Дели, где в качестве заложника  проживал потомок династии Великих Моголов 62-летний  Мохаммед Бахадур-шах с сыновьями.

Они призвали Бахадур-шаха подписать воззвание, в котором падишах сообщал о восстановлении своей власти и призывал всех индусов объединиться для борьбы за родину и веру.

С самого начала мусульманская знать и представители исламских религиозных кругов приняли активное участие в восстании.МауланаФазл- э-ХаккХайдарабади выпустил фетву, в которой объявил джихад англичанам.

Командующим  силами восставших был назначен  мусульманин Хан Бахт – пуштун из афганского племени юсуфзай, принимавший участие  в первой англо-афганской войне и имевший военный опыт.

В связи с этим англичане посчитали своими главными врагами индийских мусульман.

Дели, превратившийся в  политический центр  восстания стал их главной целью и был взят штурмом 14 сентября 1857 года. Англичане схватили и казнили сыновей Бахадур-шаха, а самого его отправили в тюрьму в Бирме, где он скончался через несколько лет. Но с падением столицы восстание не прекратилось – оно перекинулось на Агру, Аллахабад, Канпур, Лукноу, Бенарес. К сипаям присоединялись в массовом порядке ремесленники и крестьяне, а также представители знати, надеявшиеся на восстановление своей власти. Массовую поддержку населения восстание получило  в недавно лишившимся независимости княжествеАуд. Оно стало новой опорной базой повстанцев. Военными действиями против англичан здесь руководили как  мусульмане – АхмедуллаМовлеви и уцелевший сын Бахадур-шаха Фируз, так и индуисты – Нана Саиб и Тантия Топи.Военные действия в Ауде продолжались со второй половины 1857 до весны 1858 года, когда была взята столица княжества город Лукноу.
Затем восстание переместилось в центральную часть Индии, где военные действия продолжались еще год –до весны 1859 года.

При подавлении восстания англичане не стеснялись в средствах: например, после взятия Дели английская артиллерия расстреляла главную мечеть с окрестными зданиями, в которых проживала мусульманская элита со всей Индии. Британцы в мечетях устраивали пекарни, казармы и склады.

Английские солдаты  и офицеры снимали с убитых ювелирные изделия и золотые украшения. Многое из награбленного   попало  в Англию, кое-какие  предметы стали экспонатами Британского музея в Лондоне.

Подполковник Т. Райс Холмс писал в своих заметках о деятельности полевых судов, в руки которых попадали восставшие: «Судьи эти были совершенно не склонны к проявлению милосердия. Почти все представшие перед судом были признаны виновными, и почти все, кого признали виновными, были приговорены к смертной казни. На видном месте в городе установили виселицу площадью четыре квадратных фута, и каждый день на ней вешали по пять-шесть обвиняемых. Вокруг сидели британские офицеры и, попыхивая сигарами, наблюдали за конвульсиями жертв».

Схваченных повстанцев привязывали к жерлам пушек и залпами разрывали на куски. Индийский исследователь Амареш Митра считает, что жертвами расправ стали 10 миллионов индийцев.

После подавления восстания мусульмане стали главными жертвами английской тирании. Мусульман лишили даже  права на получение образования с целью не допустить их к участию в управлении страной пусть и  в роли мелких колониальных служащих.Их полностью вытеснили из социума и последствия этой политики не преодолены до сих пор.

Впрочем в современной Индии не склонны придавать восстанию чисто религиозное измерение.  Его чаще всего называют первой войной за независимость и подчеркивают, что в нем принимали участие представители всех религий и народов, населяющих Индийский субконтинент.

В 2007 году в Индии на государственному уровне отметили 150-ую годовщину восстания сипаев.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle