Совет улемов Индонезии: быть или не быть либерализму?
Совет улемов Индонезии - официальный исламский орган страны известен тем, что издал серию религиозных указов (фетв), направленных против либерализма, секуляризма, межрелигиозных браков и неканонических интерпретаций религиозных текстов.
Многие либерально настроенные интеллектуалы и журналисты считают его деятельность абсолютно авторитарной. Одна из фетв Совета, осуждающая либерализм, секуляризм и плюрализм отозвалась заголовками ведущих средств массовой информации по всему миру из-за того что сравнила эти три вышеперечисленных явления с заразной венерической болезнью.
Многие, тем не менее, считают, что не стоит преувеличивать значение этих фетв, так как они касаются вопросов, которые волнуют мусульман не только в Индонезии, но и по всему миру и вызывают их схожую реакцию.
Совет улемов Индонезии был образован в 1975 году во время правления президента Сухарто с целью наладить отношения между государством и религиозными кругами. Тем не менее, Совет всячески воздерживался от излишней политизации своей деятельности.
После падения режима Сухарто в 1998 году Совет приложил много усилий, чтобы поднять свой престиж в глазах мусульман. Им была разработана программа по сертификации и стандартизации «халяль» и исламскому банкингу. Совет также внимательно отслеживает состояние в идеологической сфере и быстро реагирует на всякие отклонения от ортодоксии и выступает по широкому кругу вопросов от отношения к порнографии до ситуации в Палестине.
По мнению Совета либерализм отклоняет общество от прямого пути ислама и ведет к смешению религий, изменению их статуса в обществе. Он учит о том, все религии равны и таким образом легитимирует переход из ислама в другие верования.
Главную опасность либерализма Совет видит в том, что согласно этому мировоззрению ответы на жизненные вопросы могут быть найдены за пределами религии. Это неприемлемо для тех, кто считает ислам не просто обрядовостью, но образом жизни. Кроме того либерализм противопоставляет сферу религии мирской жизни.
Со своей стороны Совет выступает за исламскую демократию, в которой нет принципа вседозволенности, и есть набор определенных моральных ценностей.
Совет поддерживает свободу вероисповедания, но выступает категорически против смешивания религий и отступления от ортодоксальных комментариев священных текстов ислама.
В деле улучшения нравственного климата в обществе Совет главную ставку делает на усилия самих мусульман и их неформальных объединений, а не на государство. С этой целью в структуре Совета созданы несколько подразделений, отвечающих за определенные сегменты жизни мусульманского сообщества.
Например, шариатский Совет контролирует исламские банки с помощью введения в их управляющие органы своих представителей. Шариатский арбитраж занимается решением спорных вопросов, минуя суды. Институт по вопросам питания, медицины, напитков и косметики выдает сертификаты «халяль» по всей стране.
Со своей стороны Совет полностью соблюдает законодательство страны, которое защищает официально признанные религии и не добивается введения шариатского законодательства в Индонезии. Для обеспечения межрелигиозного диалога в Совете существует Комиссия по межрелигиозной толерантности. В то же время Совет выступает решительно против прозелитизма в отношении мусульман даже со стороны официально признанных религий.
Совет также решительно выступает против разнообразных сект и в этом он пользуется поддержкой президента Индонезии Сусило Бамбанга Йодойоно и Генерального прокурора Хендрамана Соепанджи, что придает его действиям еще большую легитимность. Совету удалось добиться закрытия молельных домов сектантов по всей страны.
Таким образом, выступая за «нравственную демократию» Совет улемов Индонезии готов уважать право на свободу вероисповедания и отправления религиозных обрядов существующих в стране общин буддистов, индуистов и христиан, но выступает против либерального понимания «свободы совести», которая уравнивает веру и неверие, а также права приверженцев различных, в том числе и нетрадиционных религиозных культов.
Ильдар Мухамеджанов
Читайте также:
-
Я христианка, хочу принять Ислам. Что мне даст Ислам?
Помогите советом, пожалуйста. Я христианка и очень запуталась в себе. По-моему, я совершила много грехов и веду неправильный образ жизни. Хочу кардинально изменить свою жизнь, можно сказать, начать всё с нуля. Думаю, что в этом мне поможет Ислам. А как считаете Вы?
-
Разъясните, пожалуйста вопрос о рассечении груди Пророка Мухаммада (ﷺ). Какой смысл оно носило?
Событие рассечения груди, произошедшее с ним во время пребывания в племени Са'д, также является свидетельством о...
-
Можно ли находясь в состоянии большого ритуального осквернения (джанаба) стричь волосы, бороду или ногти?
По мнению алимов стрижка волос, ногтей, усов и бороды в состоянии ритуального осквернения (джанаба) является...
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
3 способа очистить свое сердце от грехов
Инфографика от islam-today.ru
-
Таких женщин Пророк ﷺ называл наивысшим мирским благом
«Не женитесь на женщинах только из-за их красоты! Так как их красота может подтолкнуть их к высокомерию и гордыне. Не женитесь на женщинах из-за их богатства! Так как их богатство и материальное превосходство, может подтолкнуть их к непокорности» (Ибн Маджа, Никях, 1859).
-
День, когда Абу Бакр и Умар чуть не лишились всех своих благодеяний
Посланник (мир ему) находился в компании сподвижников, когда к ним подошли представители племени Бану Тамим. Пророк (мир ему) решил выбрать для них предводителя. Абу Бакр и Умар решили предложить наилучшую, с их точки зрения, кандидатуру.
-
Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?
Людей, потерявших своих близких и родных, интересует, можно ли после всех подготовительных к похоронам процедур (омовение тела, оборачивания его в саван), открыть лицо покойника и даже поцеловать его? Также многие задаются вопросом о дозволенности омовения умершего мужа женой или умершей жены мужем.