«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Св. Коран: 103)
Что бы мы не делали, хотели, надеялись, мечтали или боялись, время всегда будет идти вперед – с нами или без нас. Будь то экзамен, на который мы заходим в страхе, важное интервью или день рождения – у любого события есть время начала и окончания. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию".
Человек начал фиксировать время с появлением первых солнечных часов. Сегодня в нашем распоряжении беззвучные цифровые устройства измерения времени, а также современные тикающие механические и электромеханические часы. Их предшественниками были капающие клепсидры, иначе – водяные часы. Клепсидра представляет собой простую чашу, размеченную делениями, по которым измеряли воду вытекающую из небольшой трубочки у основания. Использовалась в Египте еще 1500 лет до н. э.
Еще одно древнее водяное устройство измерения времени происходит из Индии и называется гатика-йантра. Оно состоит из маленькой, полусферической чаши (сделанной из меди или кокоса) с небольшим отверстием на дне. Находясь на плаву в котле, наполненном водой, эта чаша постепенно наполняется, а затем тонет. Когда она достигала дна котла, глухой стук давал сигнал табельщику, чтобы тот поднял чашу и начал процесс заново. Это стало очень популярным в буддийских и индуистских храмах, а позже широко применялось и в мусульманских мечетях Индии.
Наш рассказ начинается с водяных часов XIII века и гениального изобретателя, по имени аль-Джазари из Диярбакыра (сегодня это город на юго-востоке Турции). Он был благочестивым мусульманином и высококвалифицированным инженером, заложившим идею автоматизации машин. Его вдохновила история машин и технология его предшественников, особенно, научные изобретения древних греков и индусов.
Работая в Диярбакыре на правителей династии Уртукидов, к 1206-му году аль-Джазари смастерил множество часов различных видов и размеров. Затем правитель Насир ад-Дин, сын великого Салахадина сказал ему: «Ты смастерил бесподобные устройства и своим усердием довел их до серьезного уровня, сделав произведениями, итак не потеряй то, на что были потрачены силы и таланты. Я надеюсь, ты составишь для меня книгу, которая собрала бы в себе все отдельные изобретения, с подробным описанием каждого изделия и эскизами».
Результатом данного правительственного задания стала знаменитая книга по инженерии, получившая название «Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя» (Книга знаний об остроумных механических устройствах). Эта книга стала неоценимым кладезем для специалистов из различных областей инженерии, в ней описаны пятьдесят механических устройств в шести категориях, включая водяные часы.
Сегодня мы не представляем себе жизнь без использования устройств измерения времени. Мусульмане более семи веков тоже не могли обойтись без них, а аль-Джазари придерживался давней мусульманской традиции изготовления часов. Они знали, что время не остановить, мы постоянно его теряем и очень важно ориентироваться во времени, чтобы научиться рационально его использовать и тратить на совершение добрых дел. Мусульманам как прошлого, так и настоящего также необходимо было знать когда молиться, а делать это следует в определенное время в течение дня. Мечети также должны знать время наступления молитв, чтобы они могли объявить призыв на молитву (азан). Важные ежегодные события, такие, например, как начало поста в месяц Рамадан, празднование его окончания или время совершения паломничества в Мекку – все это связано со временем.
«Бесподобные устройства», на которые ссылался сын Саладина, включали Слоновьи Часы. Кроме того, что это устройство показывало время, оно являлось символом статуса, величия и богатства, а также включало в себя элементы первой робототехники, а именно – подвижные фигуры, показывающие время.
Подобно своим современникам, аль-Джазари руководствовался арабской пословицей: «Время оно как меч, либо ты им рубишь, либо он тебя».
СЛОНОВЫЕ ЧАСЫ
Около восьмиста лет тому назад аль-Джазари смастерил эти сложные по конструкции часы для того, чтобы подчеркнуть разнообразность человеческого рода, а также универсальность и глобальность сущности Ислама. К тому времени территория мусульманского мира растянулась от Испании до Средней Азии, и чтобы отразить масштабы этого величия, аль-Джазари использовал закон Архимеда совместно с индийским устройством счета времени (гати), индийского слона, египетского феникса, арабские фигуры, персидский ковер и китайских драконов. Фигура, помещенная в верхнюю часть конструкции, олицетворяла Саладина, и установлена она в знак проявления уважения к великому правителю. Каждая из деталей что-нибудь символизировала, например страны и ремесла, и каждое животное ассоциировалось с определенным мифом: слон был символом власти и величия, феникс – перерождения и жизни, дракон же – могущества и несокрушимости.
Наряду с прославлением разнообразности мира своего времени, он также желал сконструировать более продвинутые модели машин, обладающие большей производительностью, чем у его предшественников. Достаточно было взглянуть на часы чтобы впечатлиться, однако их истинное великолепие крылось в принципе действия. Центральной деталью механизма служила просверленная чаша Архимеда (или индийского гати). Но, в отличии от гати, она не просто погружалась в сосуд с водой , но и автоматически возвращалась в исходное положение.
Продырявленная чаша плавает на поверхности емкости с водой, которая, в свою очередь, размещена внутри слона. Постепенно чаша наполняется водой, медленно погружается и одновременно переворачивается, натягивая три присоединенные к ней каната. Один из этих канатов запускает устройство, выпускающее по-одному тридцать шаров. Другой управляет действиями драконов, а третий – вращающегося писца.
Оригинальность конструкции аль-Джазари заключалась в точности, с которой он определил размер отверстия погружающейся чаши: требовалось ровно полчаса для того, чтобы чаша наполнилась, погрузилась, и вернулась в исходное положение.
Когда чаша полностью погружалась, издавался звук флейты, похожий на пение птицы, и феникс начинал вращаться. Выкатившийся шар вызывал легкий поворот циферблата, расположенного за спиной Саладина. Саладин двигался из стороны в сторону, как бы выбирая, какой сокол какой шар выпустит. Затем шар из клюва сокола падал в пасть дракона, а дракон, нагибаясь, клал шар в вазу, расположенную позади погонщика слона. Это приводило к тому, что погонщик начинал двигать руками, и как только шар попадал в вазу – звучал кимвал. Отверстия на циферблате, находящегося сзади верхней части фигуры Саладина, показывали время. С прошествием каждого полчаса они заполнялись наполовину. Этот сложный круговорот повторялся каждые полчаса на протяжении дня.
Часы необходимо было переводить в исходное положение два раза в день, во время восхода и заката. Для этого нужно было вернуть все тридцать металлических шаров в исходное положение и отрегулировать уровень воды, так как частоту движений следовало менять, по причине изменения длительности «часа», удлинявшегося либо укорачивающегося в результате перемены продолжительности дня и ночи в течение года.
Современная модель часов увеличенного размера находится в торговом центре имени Ибн Баттуты города Дубаи (ОАЭ) – крупнейшего в мире тематического торгового центра .
Размеры:
Высота 7 метров (почти в 3 раза больше оригинального размера)
Ширина 1.7 метров
Длина 4.5 метров
Вес 7.5 тонн
Специально для Islam-Today.ru