Шариат в Золотой Орде и насколько он противоречил знаменитой «Ясе»?

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

Официальной письменностью в Золотой Орде было письмо на основе уйгурского алфавита, а языком – тюркский язык. Чиновники и потомки ханов должны были владеть ими в совершенстве. И чингизиды и тимуриды в переписке и ведении государственных дел пользовались ими в достаточной мере. Вся государственные бумаги и каноны велись на них. Даже тогда, когда некоторые письма были на монгольском языке, графически они оформлялись в уйгурской графике. И все же в пределах государства не было единого официального языка, знание которого было бы обязательным для всех. Ярлыки и указы, которые адресовались разным племенам и народам, писались на родных языках этих племен и народов. При дворе хана Менгу, например, были чиновники, владевшие персидским, уйгурским, тибетским и тунгутским языками. Все это имело целью, чтобы различные племена хорошо понимали и разбирались в государственном устройстве и политике. А когда крупные улусы тюрко-монгольского конгломерата постепенно начали обретать самостоятельность и формироваться как самодостаточные  государственные образования эти процессы еще более усилились. В Монголии делопроизводство велось на монгольском языке, в Иране, в улусе Ильхан, соответственно, на персидском. Тюркский язык был официальным языком в Чагадаевом улусе и улусе Джучи.

Уйгурский язык считался общепринятым государственным языком. Именно на нем изъяснялась правящая верхушка улусов - ханы и  высшие беки. Это был литературный, официальный язык, на котором велся документооборот и осуществлялась политическая деятельность в государстве. Основополагающим каноном тюрко-монгольского государства считалась «Яса», которая представляла собой собрание законов и правил, составленная еще при жизни самого Чингисхана при участии беков и племенных вождей. «Яса» воплотила в себя все лучшее из опыта и традиций прежних поколений тюрко-монгольских племен и их старинных каганов. «Яса» отражала основы государственного устройства империи, созданной Чингисханом, отметая все второстепенное и незначительное. «Яса» была составлена в соответствии с требованиями справедливости и отличалась особой строгостью.

Народы Сирии, Египта, Ирака и Китая  с трепетом относились к положениям «Ясы» и, напротив, для тюрко-монгольских племен в этом документе не было ничего сверх нормы, так как она строилась на древних традициях и канонах этих племен. Помимо этого тюрко-монгольские ханы в своей деятельности использовали также и иные сборники законов. Один из них назывался «Золотая тетрадь», а другой - «Кутадгу белек». В первом была представлена родословная всех каганов, а во втором были изложены нормы и правила поведения для государственных чиновников при исполнении ими своих обязанностей. В бытность Чингисхана и его прямых потомков придавалось чрезвычайно важное значение тексту и букве этих документов. Исполнение их требований и сохранение самих документов играло исключительную роль. Во времена правления хана Чагадая он сосредоточил в своих руках эти обязанности, а затем передал эту почетную обязанность своим потомкам. К сожалению, подлинники как «Ясы», так «Золотой тетради» и «Кутадгу белек» до наших дней не сохранились.

Следует заметить, что Аксак Тимур все государственные дела вел в соответствии с «Ясой», однако, будучи правоверным мусульманином, строго следовал и требованиям Шариата, а вот в делах военного строительства и государственного устройства предпочтение отдавал «Ясе».

В соответствии с «Ясой» было строго запрещено и каралось: лжесвидетельствовать, красть, прелюбодействовать, злословить и унижать человеческое достоинство, разрушать город, жители которого не оказывают сопротивление, собирать подати со священнослужителей и храмов, быть во хмелю более трех раз в месяц. Лица, которые осмеливались оспаривать и противоречить требованиям «Ясы», обычно, подвергались казни.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle