Палестина – «солнечное сплетение» исламского мира и колыбель трех монотеистических религий обладала для их последователей особым, магическим притяжением. Особое значение эта святая земля приобрела после возникновения «еврейского вопроса» в Европе, который породил в ходе своего «решения» целую цепь событий, последствия которых ощущаются до сих пор.
Царские власти Российской империи относились к еврейству скорее негативно. Они стремились его ассимилировать и всячески ограничить участие еврейского капитала в экономической жизни страны, что выражалась в проведении знаменитой «черты оседлости».
Ответом на «еврейский вопрос» стала идеология сионизма, предусматривавшая создание «еврейского национального очага».
Но первым актом палестинской драмы стал распад Османской империи.
В буржуазной революции в Османской империи, когда в июле 1908 года когда был свергнут султан Абдулхамид, огромная роль принадлежит созданной в Женеве в 1891 году партии «Иттихад ве терраки» (Объединение и прогресс). Лидеры этой партии -Талаат, Энвер, Джемаль, Джавид, Фехли, Мидхат Шюкри, Бурсалы Тахир - принадлежали к еврейской секте дёнме, возникшей в 1666 году в Салониках. Члены секты тщательно скрывали свою принадлежность к ней и выдавали себя за мусульман. Кроме того они состояли в масонской ложе «Великий оттоманский Восток», бывшей ответвлением другой масонской ложи «Великий восток Франции».
Об этом, в частности, писал посол Российской империи в Османском государстве в 1909-1912 годах Н.В.Чарыков, прямо указывавший, кем поддерживается направленная против Российской империи идеология панисламизма и пантюркизма:
«Другим значительным здешним явлением в области Панисламистской и Пантюркской агитации служит участие в ней и поддержка ее со стороны евреев. Наиболее резкий Панисламистский орган Константинопольской печати “Le Jeun Turc” («Младотурок») издается на средства евреев-сионистов и, параллельно с проповедью панисламизма, защищает перед турецким общественным мнением сионизм и его сторонников и деятелей.
Вместе с тем крайние панисламистские газеты, появляющиеся в Македонии, выступают в защиту не только мусульман, будто бы угнетаемых Русским Правительством, но и евреев, что объясняется денежным и нравственным влиянием богатой и могущественной старинной еврейской колонии г. Салоник»
(Цит. по Арапов Д. Ю. Русский посол в Турции Н. В. Чарыков и его "заключение" по мусульманскому вопросу. 1911 Г.//Вестник Евразии. М. 2002.№2. с.148-163).
В результате развала Османской империи и раздела ее территорий после Первой мировой войны управление Палестиной перешло в руки Великобритании.
В России тем временем произошла революция, в том числе и под антиимпериалистическим лозунгами и требованием «мира без аннексий и контрибуций». Вожди революции возлагали большие надежды на угнетаемые империалистами многомиллионные массы населения мусульманского Востока.
Советское руководство не оставило своим вниманием и палестинский вопрос.
Его подход к нему был двойственным: с одной стороны советским вождям было ясно, что прибытие евреев в Палестину организовано «английскими империалистами». С другой – среди советских руководителей было не мало выходцев из еврейских кругов.
Со своей стороны председатель Палестинской коммунистической партии В. Авербух, хоть и назвал «еврейский национальный очаг» коллективным «представителем интересов английских оккупантов», все же считал, что «сейчас носители городской промышленности – исключительно еврейские рабочие, и поэтому коммунистическая партия на первое время, по крайней мере, должна иметь основным ядром, авангардом городского пролетариата еврейских рабочих».
В сентябре 1920 года в Баку под эгидой Коминтерна состоялся Первый интернациональный съезд туземных рабочих и крестьян Востока, на котором было принято обращение «К народам Востока».
В разделе, посвященном палестинскому вопросу, арабские и еврейские трудящиеся Палестины призывались к совместной борьбе против их общего врага – Великобритании, которая «сначала в угоду еврейско-английским капиталистам … согнала с земель арабов, чтобы отдать эти земли еврейским поселенцам…, а затем, [чтобы подавить] негодование арабов, натравила их на ею же посаженных еврейских поселенцев, сея раздор, вражду и ненависть…, ослабляя одних и других, чтобы самой властвовать и повелевать».
Нарком иностранных дел СССР Чичерин так говорил о значении еврейских колонистов Палестины для Великобритании: «Крушение сионизма в Палестине в конечном счете привело бы к тому, что арабские националисты Египта и Палестины подали бы друг другу руку. Этот политический мост через Суэцкий канал мог поставить Англию в чрезвычайно затруднительное положение».
Советское руководство с конца 20-х годов стало рассматривать Палестину как английскую военную базу, играющую большую роль в подготовке к войне против СССР. «Английский империализм превратил Палестину в военно-стратегическую базу не только на пути в Индию, но и на пути к советской нефти», - говорилось в статье «Борьба арабов Палестины», опубликованной в газете «Известия» 3 ноября 1933 года.
Со своей стороны английское правительство рассматривало «еврейский национальный очаг» в Палестине как «антитезис большевизма». Очень откровенно об этом написал не кто иной как Уинстон Черчилль в своей статье «Сионизм versus большевизм: Борьба за душу еврейского народа». Сионизм, по мнению Черчилля, уже проявил себя «мощным соперником по отношению к международной коммунистической системе» в том смысле, что отвлек значительную часть евреев от большевиков, тогда как Черчилль полагал, что «основное влияние на развитие революции [в России] исходило от еврейских вождей» и «евреи же являлись основной движущей силой революции».
Масштабные арабо-еврейские столкновения, вспыхнувшие в августе 1929 года привели к резкому обострению ситуации вокруг «еврейского национального очага» в Палестине и ожиданию скорого «краха британского колониального империализма» в Москве. При этом Коминтерн оценил работу ПКП как неудовлетворительную, а руководство партии обвинил в троцкизме и «правом уклоне» и в том, что восстание застало партию врасплох, и она не смогла возглавить его. Он потребовал «арабизации» Компартии, что было резко негативно встречено частью ее руководства.
В 1937 году в связи с новым арабским восстанием, имевшим яркую антиеврейскую направленность, в ПКП произошел раскол, после чего еврейская часть компартии самоликвидировалась, а ее бывшие члены примкнули к сионистским партиям левого толка.
Вторая мировая война самым серьезным образом повлияла на расстановку сил в Палестине. Руководство арабских национальных организаций ввиду невозможности собственными силами свергнуть английское колониальное правление решило искать помощи у гитлеровской Германии.
Еще до начала Великой отечественной войны, когда Великобритания превратилась в союзника СССР, лидер сионистов Вейцман предпринял попытку установить контакты с советским руководством. В январе 1941 года он встречался с советским послом в Великобритании Майским, где впервые в беседе были затронуты детали еврейско-арабского противостояния. Именно на этой встрече из уст советского представителя прозвучали слова о том, что для решения еврейского вопроса в Палестине необходим «обмен населением». Вейцман подхватил эту тему и заявил: чтобы поселить в Палестине два миллиона евреев, необходимо переселить полмиллиона арабов в Ирак или Иорданию.
(Следует отметить, что в 2000 году в Москве в издательстве «Международные отношения» вышел сборник документов под названием «Советско-израильские отношения». Непосвященного в палестинскую проблему человека может ошеломить та степень откровенности, с которой судьбу палестинцев обсуждали на высшем уровне представители «первого в мире государства рабочих и крестьян», совершенно не стесняясь, что их высказывания идут полностью вразрез с провозглашавшимся официально курсом на «освобождение народов от оков империализма». Все цитаты официальных советских представителей и их сионистских визави даются из этого сборника).
17 июля 1941 года состоялась встреча лидеров сионистов Ноймана и Прелцвейга с послом СССР в США Уманским где впервые была озвучена возможность провозглашения государства только для евреев в Палестине.
В складывающейся обстановке германского наступления и угрозы существования Советскому Союзу советские руководители предпринимали отчаянные попытки получить помощь. Они не могли не знать о мощном еврейском лобби в США. Кроме того, после неудачи с организацией арабского коммунистического движения в Палестине еврейское население стало рассматриваться советским руководством как проводник советского влияния на Ближнем Востоке. Для этого было множество предпосылок: многие евреи были выходцами из России и говорили по-русски, в еврейской среде были популярны левые идеи, наличествовал пролетариат. К тому же у Советского Союза были неоспоримые заслуги в деле спасения евреев от ужасов нацизма. Кроме того, арабы считались «отсталыми», а евреи – «прогрессивными». СССР также учитывал степень влиятельности еврейского лобби в США и их стремление закрепиться в Ближневосточном регионе.
В этом ключе показательна беседа сотрудника Еврейского агентства для Палестины Айзенштадта с корреспондентом ТАСС в Каире Янченко, в которой советский (!) представитель по-простому объяснил просионистскую позицию СССР: «ненависть к евреям на Востоке – часть феодальной политики, поддерживаемой Великобританией чтобы отвлечь внимание населения от более важных вопросов… Лично я считаю, что Россия должна прийти к взаимопониманию с арабами, однако, учитывая их отсталость и вашу прогрессивность, все наши симпатии останутся на стороне вашего эксперимента».
Вместе с тем СССР объявлял себя свободным как от влияния арабов, так и от влияния мирового еврейства и всерьез рассчитывал на роль арбитра в решении палестинского вопроса при послевоенном переустройстве мира.
14 мая 1947 года министр иностранных дел СССР Громыко, выступая на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвященной палестинскому вопросу, заявил: «Было бы несправедливо… отрицать право еврейского народа на создание своего государства. Отрицание такого права еврейского народа нельзя оправдать», и допустил разделение Палестины на «два самостоятельных независимых государства – арабское и еврейское… если невозможно обеспечить мирное сосуществование арабов и евреев».
Коротко говоря, СССР поддержал предложение о создании государства по национальному признаку, поправ декларируемые им же принципы интернационализма. Таким образом, он пытался «застолбить» себе место на Ближнем Востоке для реализации своих геополитических планов.
В качестве дополнительного штриха следует отметить, что в разгар первой арабо-израильской войны 1947-1949 годов Израиль через своего военного атташе в СССР полковника Ратнера запросил у Советов помощь. Этот вопрос обсуждался с первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР Антоновым и такая помощь была оказана: через Чехословакию было отправлено большое количество оружия всех видов, включая минометы, артиллерию и немецкие трофейные истребители "Мессершмит". Секретно отправлялись в Израиль и советские евреи, главным образом офицеры.
Когда Израиль все-таки выбрал прозападную ориентацию, СССР нашел себе друзей в лице «прогрессивных» арабских режимов, которые противопоставлялись «марионеткам Запада».
В ход тогда тоже пошли заверения о «дружбе» и поддержке борьбы арабов против империализма и колониализма.
Наверное, у великих держав все-таки нет настоящих друзей, а есть только интересы…
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.