По словам Абдуллаха бин Зубайра (пусть Аллах будет доволен им и его отцом): «Когда наступил день покорения Мекки, жена Сафвана бин Умаййи, Багум бинти Муаддал из племени Кинана, приняла Ислам. Что же касается Сафвана бин Умаййи, то тот бежал в Шиб, и вместе с собой прихватил своего раба Йасара, и больше никого. (Обращаясь к своему рабу во время пути Сафван сказал):
- Горе тебе, посмотри, кого ты видишь?
- Это Умайр бин Вахб.
- Какие у меня с Умайром дела? Клянусь Аллахом, он пришел лишь с желанием убить меня, ведь он поддерживал Мухаммада против меня.
И когда они встретились, Сафван сказал:
- О, Умайр! Разве не достаточно того, что я для тебя сделал? Ты нагрузил меня своими долгами и обеспечением твоей семьи, а затем пришел, чтобы убить меня?
- Абу Вахб, пусть я стану жертвой ради тебя! Я пришел от самого благочестивого, самого благословенного из людей.
А до этого Умайр пришел к Пророку (мир ему) и сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему), господин племени убежал, и бросит себя в море из-за страха, что ты не предоставишь ему гарантии безопасности. Дай же ему эти гарантии, пусть мои родители станут выкупом за тебя». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Он в безопасности». Поэтому он отправился по следам Сафвана, и при встрече сказал: «Поистине, Посланник Аллаха (мир ему) предоставил тебе гарантии безопасности».
На это Сафван сказал:
- Нет, клянусь Аллахом, я не вернусь с тобой, пока не принесешь от него знак, который я узнаю.
Тогда Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Возьми мою чалму».
И Умайр вернулся к нему с чалмой, которую Посланник Аллаха (мир ему) в день покорения Мекки использовал в качестве накидки.
Умайр отправился во второй раз вместе с чалмой и сказал:
- Абу Вахб, я пришел к тебе от лучшего из людей, от самого благословенного, благочестивого и мягкосердечного из людей. Его честь – твоя честь, его слава – твоя слава, его власть – твоя власть. Подумай же хорошенько об Аллахе!
- Я боюсь, что меня убьют.
- Он призвал тебя войти в Ислам, если тебе будет угодно. Если не будет угодно – то предоставляет тебе два месяца. И он лучше остальных людей соблюдает данное им обещание и самый благочестивый из них. Он отправил меня с этой чалмой, которую он использовал в качестве накидки, когда входил в Мекку.
Тот узнал ее и сказал:
- Да, это она и есть.
Затем Сафван отправился обратно и пришел к Посланнику Аллаха (мир ему). В это время Посланник Аллаха (мир ему) в мечети совершал с людьми послеполуденный намаз. Сафван остановился и спросил:
- Сколько раз они молятся в течение дня и ночи?
- Пять раз.
- А молитву проводит Мухаммад?
- Да.
- И когда Пророк (мир ему) закончил молитву, Сафван закричал:
- О, Мухаммад! Умайр бин Вахб пришел ко мне с твоей чалмой и утверждал, что ты пригласил меня прийти к тебе. И что, если я не соглашусь принять Ислам, ты даешь мне срок в два месяца?
- Слезь, Абу Вахб!
- Нет, клянусь Аллахом, не слезу, пока ты не разъяснишь мне это.
- Нет, я даю тебе срок пребывания в четыре месяца.
Тогда Сафван слез с животного.
Посланник Аллаха (мир ему) выступил в сторону племени Хавазин, а вместе с ним отправился Сафван, хотя в тот момент он еще не уверовал. Посланник Аллаха (мир ему) попросил его снарядить отряд оружием, и тот отправил оружие и кольчуги в количестве ста штук. Тогда Сафван спросил:
- Это добровольно, или по принуждению?
Посланник Аллаха (мир ему) ответил:
- Заимствование на время.
И тогда Сафван передал займ. Затем, по приказу Посланника Аллаха (мир ему), снаряжение было отправлено в Хунайн. По этой причине Сафван присутствовал в битвах при Хунайне и в ат-Таифе. Затем Посланник Аллаха (мир ему) вернулся в Джарану. И вот однажды Посланник Аллаха (мир ему) проходил мимо трофеев и осматривал их, а с ним был Сафван бин Умаййа, взор которого устремился на стада овец и верблюдов с их пастухом, расположившихся в ущелье. Посланник Аллаха (мир ему) все это время наблюдал за Сафваном, а затем, внимательно посмотрев на него, сказал:
- Абу Вахб, тебя заинтересовало это ущелье?
- Да.
- Оно, и все его содержимое – твои.
И на это Сафван сказал:
- Кроме пророка никто не способен проявить подобную щедрость. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник»[1].
По сообщению имама Ахмада: «Во время битвы при Хунайне Посланник Аллаха (мир ему) попросил Сафвана снабдить войско мусульман кольчугами. Тогда Сафван спросил:
- Это по принуждению, о, Мухаммад?
- Нет, это временное заимствование.
(После сражения) некоторые кольчуги пришли в негодность (или пропали), и тогда Посланник Аллаха (мир ему) захотел возместить ущерб Сафвану, но тот в ответ сказал:
- О, Посланник Аллаха, сегодня меня больше интересует, как стать мусульманином»[2].