В наследии выдающегося религиозного и общественного деятеля, просветителя Ризаэтдина Фахрутдина (1859-1936) исследование «Болгар вә Казан төрекләре» («Булгарские и Казанские тюрки») занимает особое место. Сам автор в предисловии подчеркивает: «Мы написали эту книгу для того, чтобы наши славные предки, а также наши родители ознакомились с ней, после того как они обретут свое место в раю. Осознание этого и эти надежды доставляет нам несказанную радость. Выражаем искреннюю надежду, что наши молитвы будут восприняты Аллахом, и Он дарует нам все то, что мы просим у Него».
Особый интерес представляют главы, посвященные истории Великих Болгар – самой северной колыбели мусульманской цивилизации. Автор в качестве иллюстрации и обоснования своих научных выводов приводит множество цитат из трудов крупных ученых-историков мусульманского мира.
Islam-today продолжает публикацию глав из указанной книги
В 620 году по хиджре/1223 году по милади монголы (татары) разрушив рукотворные культурные исламские сокровищницы Хорасана и Мавараэннахра, сравняв с землей города и населенные пункты, находящиеся на завоеванных териториях, территориях и вывезли к себе, и захватив все их ценности нацелились на тюркское государство булгар, которое также обладало несметными богатствами. Они приывкли добывать сокровища в походах, знали военную тактику и быстро одерживали верх над противником, покоряя его. Тюркское племя булгар было не столь воинственно и кровожадно как монголы, оно в основном вело оседлый образ жизни. Булгары были преданны своему очагу, любили трудиться на земле, торговать, и не представляли свою жизнь без духовного развития и культуры. Они были миролюбивы и стремились приукрасить окружающий мир и не смогли противостоять вероломным захватчикам, вся жизнь которых от рождения до самой смерти проходила верхом на коне, в завоевательных походах. Волею судьбы булгары были вынуждены покориться татарам и потеряли свою независимость и самостоятельность.
После завоевания татарами торговля в городе Булгар прекратилась, перестали курсировать купеческие караваны, которые без устали ходили с товарами в дальние страны. Потому-то городское население Булгар было вынуждено перебраться в отдаленные районы и наладить сотрудничество с сопредельными народами. Таким образом, например, исходя из торгово-экономических соображений, был основан город Сарай. Очевидно, что для его закладки требовалось разрешение татарского хана, ибо народная молва гласила, что, дескать, татары воссоздают себе свою столицу – город Сарай. Однако в действительности строителями города были тюркские племена булгар и пленные тюрки, захваченные в войнах за Туркестан. Сей град был выстроен для того, чтоб стать торговым центром и восполнить в некоторой степени роль города Великий Булгар.
Татары до основания разрушили государство Волжской Булгарии, нанеся непоправимый урон булгарам. Однако татары, несмотря на свою победу, восприняли язык и веру, обычаи и традиции побежденного народа. И все же, как утверждают ученые, они не исчерпали того фанатизма, который был присущ воинственному духу чингизидов. Тюркские племена булгар после развала своего государственного образования и разрушения общественного устройства пребывали в печальном состоянии. Они были лишены своего былого экономического, духовного и культурного величия. Их ожидало будущее, наполненное тяжкими испытаниями и трагическими утратами. Монголы не были в состоянии возродить это государство, поднять на новый уровень его культуру и развивать ее, обеспечить его ремеслами и новыми промыслами, но способствовали тому, что русский народ смог подчинить себе огромные территории. Среди тех, кто способствовал становлению Росийской Империи были не только вельможи немецкого происхождения из свиты императрицы Екатерины, но и прежде всего перешедшие в христианство татарские князья и мурзы.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.