В Крымском ханстве сложилась разветвленная структура мусульманского духовенства, включавшая богословов, шариатских судей, преподавателей, проповедников, служителей мечетей и т. д.
Главные представители мусульманских духовных лиц традиционно входили в систему управления Крымского ханства, их должности обязательно указывались в титулатурах всех ханских грамот. Важнейшую роль в данной системе стал играть институт муфтиев.
В Крыму существовали муфтии четырех основных суннитских правовых школ, однако главным муфтием мог становиться только представитель ханафитского мазхаба. О его значимости в государственной иерархии свидетельствует то место, на котором он размещался на заседаниях Дивана: рядом с калгой – наследником престола.
Другой значимой фигурой в государственной иерархии был кади-аскер – глава над всеми судьями (кадиями), военный судья. Существование института главного судьи было связано с тем, что компетенция шариатских судов была ограничена преимущественно сферой гражданского права и рассмотрением дел податного сословия. Вопросы, касавшиеся представителей родовой знати, или наиболее серьезные преступления подлежали юрисдикции кади-аскера.
Крымские суфии и финансовая независимость: где брали средства для мусульманских центров?
В Крымском ханстве должностные лица избирались из числа улемов, главным образом, из представителей известных родов шейхов, пользовавшихся авторитетом у верующих. Крымские ханы утверждали избранных представителей духовенства в должности и пользовались правом вето.
Кадии осуществляли юрисдикцию по судебным округам – кадилыкам. Первоначально территория Крымского ханства делилась на 24 кадилыка, позже их число увеличилось, по разным сведениям, до 42 или 46. Кадии находились на службе у мусульманских общин и получали содержание из государственной казны или от приходских общин. Однако считалось достойным исполнять должность кадия, отказываясь от содержания.
Кадии выносили решения и публично приводили в исполнение наказания. Место заседаний кадиев обычно находилось возле мечети или в другом общедоступном месте. Мартин Броневский отмечал, что «простые татары и чужестранцы в присутствии судей и самого Хана, который выслушивает каждого, очень свободно излагают свои жалобы… Судьи у них почитаются людьми вдохновенными, непоколебимой справедливости и честности. Они вовсе чужды всяких ссор, преступлений, судейских крючков, зависти, ненависти, честолюбия и излишней роскоши в одеянии и в домашнем быту».
Какими полномочиями обладал хан в Крымском ханстве?
Высшей судебно-религиозной инстанцией в Крымском ханстве являлся Диван. В Диван направлялись все гражданские и уголовные дела особой важности, кроме того, здесь рассматривались апелляции. После рассмотрения дела, изучения доказательств и опроса свидетелей кади-аскер выносил приговор. Эвлия Челеби подчеркивал, что «на этом собрании незаконно судящего кадия побивают камнями».
В документах крымских ханов, кроме того, упоминались и другие представители духовенства: имамы – руководители приходских общин, мударрисы – учителя в конфессиональных учебных заведениях; мухтасибы – блюстители шариата в приходских общинах, лица, обязанные контролировать правильность мер и весов, соответствие цен на товары; мутавали – ответственные за вакфные земли и вакфные капиталы, которые обеспечивали мечети, дюрбедары – служители мавзолеев (дюрбе).
Об увеличении влияния улемов и значения ислама в жизни Крымского ханства свидетельствует рост количества мечетей, мектебов и медресе. Так, в XVII в., по свидетельству Эвлии Челеби, в Бахчисарае действовали 24 мечети, 2 медресе и 17 мектебов, 9 текие; в Ак-Месджите (Симферополь) – 5 мечетей, 3 мектеба и 2 медресе, 3 текие; в Гезлеве (Евпатория) – 24 мечети, из них 5 – соборных, 2 медресе, 5 мектебов, 3 текие; в Карасубазаре (Белогорск) – 28 мечетей, из них 5 соборных, 5 мектебов, 4 текие, в Солхате (Старый Крым) – 5 мечетей, из них 2 – соборные, 2 медресе, 2 текие, 1 мектеб.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина