Помаки: болгары-мусульмане в поиске своей идентичности

Помаки: этнические болгары, принявшие ислам

В Болгарии на границе с Грецией среди Родопских гор живет интересный народ – это болгароязычные мусульмане, широко известные как помаки. Скорее всего, они являются потомками болгарских христиан, принявших ислам в период османского владычества. При этом они сохранили болгарский язык, а также некоторые православные обычаи.

Точных данных об их количестве нет, помакское меньшинство оценивается примерно в 160 000-240 000 человек, и они в основном живут компактно в Родопских горах.

Болгарские власти не считают помаков отдельным меньшинством и поэтому не приводят конкретных цифр в отчетах о переписи. Их обычно вычисляют из количества этнических болгар, идентифицирующих себя мусульманами, хотя часто эта цифра намного ниже неофициальной оценки.

В своем отчете за 2014 год Консультативный комитет Совета Европы по Рамочной конвенции о защите меньшинств сообщил, что в переписи были указаны только три заранее определенные этнические группы – это болгары, турки и рома (цыгане). 

Те, кто хотел указать македонскую или помакскую идентичность, не смогли этого сделать, болгарские власти всячески этому противодействовали, указывая их болгарами.

После приобретения Болгарией независимости от Османской империи болгароязычные мусульмане стали подвергаться насильственной христианизации. А в начале 1940-х годов по инициативе правительства их заставляли отказаться от своей этнической идентичности и насильно записывали «болгарами.

В 1948 году коммунистические власти инициировали программы, направленные на их ассимиляцию, включая насильственное переселение в районы, населенные этническими болгарами. В 1970–1973 годах были предприняты попытки заставить помаков отказаться от своих арабо-мусульманских имен и принять болгарские.

Эти меры сопровождались насилием и привели к множеству смертей. В конце 1980-х годов помаки участвовали в массовых акциях протеста против коммунистического правительства пытавшегося заставить их использовать болгарские имена. 

В отличие от этнических турок, болгароязычным мусульманам власти отказали в разрешении на эмиграцию в Турцию.
Даже после падения коммунистического режима в 1989 году помаки продолжали сталкиваться с противодействием властей, отказывавших признать их самостоятельную идентичность.

Помимо государства, помаки по-прежнему подвергаются давлению извне: с одной стороны турецкая община Болгарии пытается их заставить признать турецкую идентичность, с другой православные и другие религиозные группы ведут среди них активную миссионерскую деятельность. В результате этого некоторые помаки, в основном в восточных Родопах, обратились в христианство, в основной массе они являются прихожанами униатской и протестантской церквей.

В то время как жители Центрального и Восточного Родопа, как правило, идентифицируют себя болгарами, в более бедном и менее развитом Западном Родопе ситуация иная.

Здесь в начале 1990-х значительное число помаков начало решительно идентифицировать себя турками. По данным переписи 1992 года, 27 000 болгароязычных мусульман назвали себя турками, а еще 35 000 заявили, что их родным языком является турецкий, хотя они совершенно не владели этим языком.

Считалось, что это связано с общей религией, а также с экономическими факторами, поскольку эмиграция в Турцию воспринималась как способ преодоления экономических и религиозных трудностей.

Таким образом, в этот период до трети общины утверждали, что они турки, в то время как другая треть считала себя болгарами, а остальные претендовали на отдельную «помакскую» идентичность.

По переписи 1992 года 65 000 человек объявили себя «мусульманами», «помаками», «болгарскими магометанами» и тому подобное.

Однако к концу 1990-х годов число называвших себя турками резко сократилось и составило в Западных Родопах лишь 5 %, в то время как число считавших себя помаками («мусульманин», что является обычной формой самоидентификации помаков) выросло до половины общины.

Еще одним важным фактором, влияющим на изменение самоидентификации, является урбанизация – переезд из сельской местности в города. Раньше община оставалась преимущественно сельской, и только около 20 процентов помаков проживали в городах. К концу 1990-х годов этот показатель вырос примерно до 40 процентов, и эта тенденция сохраняется.

Помаки, как правило, переезжали не в Софию, а в Пловдив, Асеновград, Пазарджик и другие города вблизи Родоп. Те, кто переезжает в города, как правило, с большей готовностью идентифицируют себя как болгары, особенно потому, что в городских условиях религиозная практика имеет тенденцию к снижению.

Это интересно: Ломы: что мы знаем о кавказских цыганах-мусульманах

Когда в 1997 году правительство сформировало важный консультативный орган по правам меньшинств – Национальный совет по этническим и демографическим вопросам, помаки не были в него включены.

В Национальном собрании тоже нет помаков, и политическое участие помаков ограничивается лишь местным уровнем. На помаков также негативно влияет ужесточение отношения болгарского населения к мусульманам, которые, наряду с рома (цыгане) и мигрантами, обычно изображаются политиками-популистами как антисоциальные и антинациональные элементы.

После вступления в ЕС в январе 2007 года Болгария стала государством-членом ЕС с самым большим процентом мусульман, состоящим преимущественно из турок, помаков и части рома (цыгане).

Социальные комментарии Cackle