Он спросит: «Кто здесь, у двери?»
Скажу: «Здесь раб Твой, отвори».
Он спросит: «С чем пришел, мой сын?»
«Служить тебе, мой Господин».
Руми
Омар Хайям, Хафиз Хорезми, Мухаммад Шамсиддин Хафиз, Джалалиддин Руми, Навои, Абдуррахман Джами, Абу Абдулло Рудаки – пожалуй, многим, эти имена не скажут ни о чём (за исключением Хайяма). Однако не просто так мы поместили их в один ряд. Это одни из самых выдающихся поэтов манящего и такого далёкого Востока. Того Востока, который насыщает воздух своим тёплым, но таким обманчивым ветром. Того Востока, который дал нам великих просветителей и учёных. Того Востока, которым всегда манит своей таинственностью и простотой…
Константин Паустовский так говорил о таком бессмертном виде искусства, как поэзия: «Она обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»
Через поэтические строки мы не просто можем в ту же секунду оказать на другом краю света, почувствовать жар палящего марокканского солнца или прохладу Сибири; проникнуться колоритом местных жителей или увидеть красоту архитектуры. Нет, поэзия – это уникальный, но от этого ещё более хрупкий и ценный шанс передать свои мысли, обратить внимание человека на то, что гораздо выше сиюминутных желаний, гораздо ценнее сегодняшнего дня.
Это попытка увековечить нравственные и моральные ценности, завещанные нам Всевышним и предками. А поэзия Востока – это что-то особое, отличное от всего. Это сплав горячности, желания справедливости и стремления к вечному, к довольству Создателя, к единению с Тем, кто выше нас. Стоит только прикоснуться, обратить внимание на строки восточных мудрецов, уже невозможно оторваться, твоё сердце получает так нужный ему глоток воздуха или важное наставление, возвращающее тебя на путь истинный, снимающее пелену с затуманенных глаз. Восточная поэзия всегда славилась своей способностью исцелять израненную душу, ищущую свои нравственные ориентиры.
Особое место в творчестве поэтов занимали стихотворения, показывающие истинный лик Ислама, религии Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Нельзя не оценить тот вклад, который внесла мусульманская поэзия в общемировую культуру. Поэты арабского и мусульманского Востока были в авангарде образованнейших людей того времени, а их творчество и по сей день не перестаёт подпитывать современных людей искусства, являясь неисчерпаемым источником вдохновения и олицетворением духовности.
Отличительной чертой поэтов арабского мира был поединок с многовековыми предрассудками, утверждение равенства всех людей, данное им с рождения. Бичуя несправедливость и вероломство, хищничество и взяточничество, эти стихи осуждали праздность и призывали к активной борьбе за счастье и справедливость, жестоко высмеивали тиранов-угнетателей, а также тех, кто так или иначе способствовал этому угнетению.
Поройтесь в памяти, и Вы найдёте в ней имена тех людей искусства, кто на протяжении всего своего творческого пути в каждой строфе, в каждом слове восхвалял величие и могущество Всевышнего, образ Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), раскрывал духовный мир истинно верующего человека.
Это и Низами Гянджеви, автор всемирно известной поэмы «Хамсэ»; и Мухаммад Физули, наречённый непревзойдённым мастером любовной лирики, создававший газели; и Алишер Навои, и Махтумкули, и Фирдоуси, а также Хафиз, чьи поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира.
Безусловно, особое влияние на формирование специфических форм поэзии Ислама оказало поэтическое творчество арабских племён. Их словесность меньше других соприкасалась с миром эллинизма, что и стало решающим фактором создания кардинально иной культуры, в том числе и поэтической.
Первый жанр, о котором мы хотим Вам рассказать и который лёг в основу формирования целой системы поэтических форм в исламских странах, - это касыда. Это небольшая поэма в 15-200 строк, состоящая из трех частей. Первая – лирическая – является отправной точкой при создании любовных произведений, воспевающих радости жизни. Вторая часть, как правило, посвящена описанию трудностей жизни главного героя в пустыне. Именно отсюда и появилось описание, характерное для воспевания героизма и благочестия. Третья часть касыды была пронизана грустью о покинутом крае, что привело к созданию ещё одного направления – жанра оплакивания и осмеяния. Жанр касыды сохранялся вплоть до середины XIXвека, пока не усилилось влияние европейской литературы.
Если говорить о средневековой арабской поэзии VII– начала VIIIвеков, то здесь чаще можно было встретить панегирик. Поэты отказываются от восхваляющего характера стихов, делая выбор в пользу поучений, увещеваний.
Нельзя не сказать и о других классических формах поэзии Ислама. Это кыта — стихотворение из 8-12 строк, которое писалось для восхваления, поношения или плача; рубай – короткое, но очень яркое изречение философского характера; газель – лирическая любовная песня.
Уже к XI веку классическая арабская литература стала уникальным органичным сплавом мусульманских религиозных и светских мотивов. В XI-XII вв. во время общего культурного расцвета в поэзии появляются такие виды поэзии, как мувашшах и заджал. Если мувашшах – это поэма из 4-10 строф, то заджал представляет собой «песнь» из 6-9 строф. Общими чертами новой арабо-испанской поэзии были их музыкальность и близость к народному устному жанру.
Два века спустя, в XIII-XIV вв. наступает общий упадок и застой в классических формах арабской литературы. Именно в этот период и расцветают народные жанры. К примеру, дастан, представляющий собой, как правило, литературный пересказ сюжетов, народных преданий
Стоит отметить, что наряду с арабским языком носителем богатых литературно-художественных традиций был язык фарси, или персидский.
Есть ещё один не мало интересный жанр – месневи. Это довольно большая по объёму поэма. Характерно, что зачинателем этико-философской месневи стал Низами Гянджеви. А уже в XIII в. появляется «Поэма о сути всего сущего» поэта Руми.
Но вернёмся к такому народному и полюбившемуся многим ценителям поэзии жанру, как рубай. Вплоть до X в. этот жанр был частью сугубо устного народного творчества. Признанным мастером рубай был ученый мудрец XI в. Омар Хайям. Поэзия Омара Хайяма и Низами Гянджеви стала вершиной гуманистической ветви исламской литературы.
Сейчас, в священный месяц Рамадан, когда каждый из нас работает над своим нафсом, совершенствует духовные качества и старается приблизиться к нашему Создателю, стихотворные труды поэтов Востока будут как нельзя кстати. Ведь их творения из мглы далёких, запылённых и почти забытых веков доносят до нас благодарность Всевышнему за ликующую радость жизни, описывая здорового, сильного, отважного, высоконравственного и смелого человека, целью своей жизни ставящего достижение довольства Создателя.
В следующем материале мы более подробно познакомим Вас с творчеством поэтов, воспевающих Ислам и Творца, Его совершенство и необходимость следовать нравственным заповедям, нормам Священного Корана.
Ильмира Гафиятуллина, Казань