Под контролем: за какую провинность муллу могли «уволить»?

Татарское население традиционно обращалось к духовенству, используя слово «хазрат» (от. араб. – высочество, величество): например, Габдулла хазрат, Мухаммад хазрат или просто хазрат. Тем самым прихожане вырожали уважение и почитание духовного лица.

Если муллы наблюдали за поведением своих прихожан и имели на них большое влияние, то и прихожане следили за поведением мулл. Каждый шаг муллы, каждое его действие были известны прихожанам. Плохо было тому мулле, в поступках которого прихожане заметили нарушение правил религии и традиционных обычаев.

Почитают, боятся и уважают: влияние муллы на татарское общество

Мулла, по их мнению – это представитель религии и закона, а потому он должен быть примером для всех. Поэтому, несмотря на огромный авторитет духовенства, нередко в Оренбургское магометанское духовное собрание поступали жалобы от верующих и представителей власти, касавшиеся выполнения муллами своих профессиональных обязанностей.

Насколько обоснованными были обвинения другой вопрос, чаще всего разбирательства показывали невиновность мулл, но сам факт поступления подобных жалоб показывает, что авторитет муллы не был столь непоколебимым, как может показаться на первый взгляд, и не служил для них надежной защитой. Иногда виновность муллы доказывалась, иногда нет.

Разбирая семейные конфликты и другие споры, муллы действовали на основе шариата, а также собственных представлений о справедливости. Естественно, находились недовольные вынесенным решением. И моральный авторитет муллы не был гарантией того, что на него не подадут жалобу.


Самое главное, что у верующих был юридический механизм контроля над своими духовными наставниками, потому что любое обращение в ОМДС тщательно разбиралось и по нему выносилось компетентное решение. Например, в случае неисполнения имамом своих обязанностей или в случае неподобающего поведения и дискредитации своего высокого общественного статуса в умме прихожане были вправе отстранить духовное лицо и выбрать новое. Так происходило, как правило, если мулла нарушал законы шариата и гражданские законы или был склонен выпивать.

Такие духовные лица нередко изгонялись с позором, как это случилось в июле 1893 года с муллой д. Шапкино Тетюшского уезда Мухаметсабиром Магадеевым, который был удален «за нетрезвую жизнь». Вместо него прихожанами был избран крестьянин д. Азимовой-Курлебаш того же уезда Загретдин Садретдинов (1865 г.р.). Многократные попытки Мухаметсабир хазрата оправдаться и восстановиться на должность не увенчались успехом.

Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик

В мае 1904 года по обвинению «за разные поступки, противные магометанской религии» был удален с должности имам 2-й соборной мечети д. Ахметли Тетюшского уезда Насретдин Арсланов. В августе 1889 года по приговору прихожан с должности навсегда был уволен мулла д. Семитбаш Казанского уезда Абдулла Камалетдинович Искандаров «за неисправное отправление своих служебных обязанностей и дурного поведения». Причем обращение Искандарова в ОМДС о неправоте своих прихожан также не увенчалось успехом.

Кроме этих причин, по жалобам прихожан в Духовное собрание муллы отрешались от должностей за «упущения в отправлении богослужений и треб», «занятие коммерческой деятельностью и хозяйством в ущерб службе в мечети», «самовольные отлучки и неблаговидное поведение».

Именно возможность осуществления общественного контроля была тем механизмом, который заставлял мулл действовать с оглядкой на своих прихожан и принимать решения, основанные на исламском праве. Они знали, что им нельзя оступаться от принятых им решений, иначе их авторитету будет нанесен непоправимый урон.

Муллы хорошо понимали последствия своих действий и поэтому, как представители религии и закона, старались быть безупречными. С другой стороны, мусульманское духовенство, опираясь на нормы шариата и используя свое влияние на религиозные чувства прихожан, следило за организацией различных аспектов социальной жизни в поселении.

Диалог, существовавший между муллой и прихожанами, позволял находить выход из многих сложных ситуаций, решать насущные проблемы общины-махалли.

Амишев Р.И.

 

Социальные комментарии Cackle