Под каким номером в Коране находится сура, которая была ниспослана первой, а под каким - последней?

Развитие мусульманской уммы отмечено двумя основными периодами:

Естественно, откровение от Аллаха также отвечало в некоторой степени этим особым ситуациям.

Согласно списку, составленному Ну‘маном б. Баширом и переданному первоначально ан-Надимом, в хронологическом порядке суры откровения располагаются следующим образом:

Первой была ниспослана 96-я сура. Затем - 68, 73, 74, 111, 81, 94, 103, 89, 93, 92, 100, 108, 102, 107, 109, 105, 112, 113, 114, 53, 80, 97, 91, 85, 95, 106, 101, 75, 104, 77, 50, 90, 55, 72, 36, 7, 25, 35, 19, 20, 56, 26, 27, 28, 17, 11, 12, 10, 15, 37, 31, 23, 34, 21, 37, 40, 41, 47, 43, 44, 45, 46, 51, 88, 18, 6, 16, 71, 14, 32, 52, 67, 69, 70, 78, 79, 82, 84, 30, 29, 83, 54, 86-я суры.

Почему важно знать хронологию сур и аятов, несмотря на то, что Коран не расположен в хронологическом порядке? Знать происхождение и порядок какого-либо откровения важно для понимания его значения, которое часто может быть легче осознано, если человек знает время и обстоятельства ниспослания, которые с ним связаны.

Например, многие аяты мекканского периода могут иметь особое значение для мусульман, живущих в совершенно немусульманской среде, тогда как некоторые суры мединского периода больше обращены к мусульманам, находящимся в процессе формирования уммы.

В некоторых случаях, пока не было установлено, который из двух или более аятов был ниспослан первым, нельзя было решить, какая законодательная норма сейчас распространяется на мусульман. Здесь знание хронологии непосредственно связано с проблемой ан-насих и аль-мансух.

Также важно знать хронологию аятов с целью понимания последовательного развития многих мусульманских практик, мироощущения и законов, как, например, в отношении запрета на спиртное, борьбы и т.д., и увидеть, как эти вопросы развивались исторически, т.е. в течение жизни Пророка. Это позволяет надлежащим образом понять их смысл.

Знание о мекканских и мединских сурах восходит к сахабам и таби‘унам, а самим Пророком об этом ничего не сказано. Это связано с тем, что в его время все были свидетелями и были хорошо осведомлены об обстоятельствах ниспослания откровения. Часто в самих аятах можно найти свидетельство того, какая это часть откровения – мекканская или мединская. Есть многочисленные признаки, которые помогают различить это:

Тема. Принадлежит ли аят к мекканскому или мединскому периоду можно узнать по его теме.

Например, аяты о приемах ведения войны (9:5) могут быть ниспосланы только после хиджры.

Иногда имеется прямое упоминание, такое как, например, об Абу Лахабе в 11-й суре или о битве при Бадре в 3-й суре, 123-м аяте.

Длина. Чаще всего мекканские аяты краткие, а мединские – длинные. Например, сура аш-Шу’ара (26) мекканская. В ней 227 аятов. Сура аль-Анфаль (8) мединская. В ней всего 75 аятов. Мекканские суры обычно краткие, мединские длиннее, например: 30-й джуз почти полностью мекканский. В нем 543 (мекканских) аятов. 18-й джуз почти полностью мединский. В нем (только) 117 (мединских) аятов. Однако в обоих случаях имеются свои исключения.

Форма обращения. Зачастую обращение: «О, те, которые уверовали» и «О, люди писания» указывает на мединское происхождение, тогда как «О, человечество» и «О, люди» – обычно мекканского происхождения.

Среди мекканских тем – таухид, ширк, Судный день, моральное разложение, сказания о пророках. Эти темы также встречаются в мединских сурах, но обычно затрагивается лишь вкратце. Мединские темы, которые не встречаются в мекканских откровениях, имеют социальный и правовой смысл, касаясь брака, развода, наследства, наказания и т.д.

Все эти суры мекканские, кроме сур аль-Бакара (2) и Аль ‘Им- ран (3).

Выводы

Знание мекканских и мединских откровений является одной из важных отраслей ‘улюм аль-Куран. Это представляет не только исторический интерес, но особенно важно для понимания и объяснения соответствующих аятов. Многие коранические суры включают материал обоих периодов откровения, и в определенных случаях среди ученых существуют расхождения во взглядах относительно классификации отдельных отрывков. Однако в целом имеется прочно установившееся разделение, используемое в науке тафсир и наилучшим образом выведенное, исходя из внутренних свидетельств самого коранического текста.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle