Более 200 лет тому назад президент Джеймс Мэдисон одобрил закон о приобретении Конгрессом частной библиотеки своего предшественника – Томаса Джефферсона, третьего президента Соединенных Штатов, который руководил страной в 1801–1809 годах.
Библиотека Джефферсона была перевезена из усадьбы Монтичелло, расположенной на юге штата Виргиния, в Вашингтон. Она пополнила запасы Библиотеки Конгресса после того, как ее прежние фонды были уничтожены поджогом британцев во время войны 1812 года.
Среди 6 487 книг библиотеки третьего президента, пожалуй, самым удивительным является принадлежавший Джефферсону перевод Священного Корана, изданный в 1734 году. Историки считают, что Томас Джефферсон приобрел эту книгу из-за интереса к различным религиозным течениям.
Он купил эту книгу, будучи еще совсем молодым, когда изучал юриспруденцию. Возможно, он читал ее, чтобы лучше понять влияние ислама на некоторые мировые правовые системы.
Однако это не затемняет другой важный факт: для многих, живших в молодой стране Джефферсона, эта книга значила гораздо больше.
По оценкам некоторых ученых, до 20 процентов порабощенных мужчин и женщин, привезенных в Америку, были мусульманами. В наше время эти американские последователи пророка Мухаммада ﷺ в значительной степени забыты.
Рабы-мусульмане часто практиковали свою религию тайно, в последующем ислам был вытеснен или смешался с другими верованиями, и в конечном итоге не пережил рабство. Но само существование ислама в ранней республике свидетельствует о том, что религиозное разнообразие в этой стране имеет более глубокую и сложную историю, чем многие сейчас об этом знают.
В ходе изучения роли ислама в ранней истории Соединенных Штатов удалось выяснить историю Омара ибн Саида.
Работорговцы схватили его на территории современного Сенегала и доставили в Чарльстон (штат Южная Каролина) в 1807 году. Он был продан человеку, которого Омар назвал бы жестоким и неверным.
В Соединенных Штатах набожный мусульманин стремился сохранить и соблюдать свою веру. Его история заняла важное место на выставке «Религия в ранней Америке», которая экспонируется в Национальном музее американской истории.
После попытки побега из рабства в 1810 году Омар ибн Саид был арестован в Фейетвилле (штат Северная Каролина).
Находясь в заключении в тюремной камере, Саид обратил на себя внимание из-за тихого и загадочного поведения, а затем из-за странной манеры, в которой он молился.
Другим интересным моментом стали его граффити на стенах своей камеры. Это были надписи арабской графикой, скорее всего, аяты из Священного Корана.
«Стены его камеры, – сообщалось позже, – были покрыты странными буквами, начертанными углем или мелом, которые ни один ученый в Фейетвилле не мог расшифровать».
Омар ибн Саид вскоре стал собственностью известной семьи местных политиков, которая побудила его принять христианство и убедила написать рассказ о своей жизни.
В течение последующих десятилетий эта семья предавала гласности его обращение в христианство, размещая статьи о нем в газетах и информационных сообщениях по всей территории Соединенных Штатов.
В 1825 году в одной из филадельфийских газет была рассказана история его тюремного заключения и того, как он пришел к своей новой вере. В 1837 году статья в «Бостон репортер» провозгласила его «обращенным из мусульманства» и посвятила две колонки его христианским добродетелям.
Хотя они по-прежнему держали Саида в рабстве, его владельцы утверждали (без видимой иронии), что он не носит «никаких оков, кроме уз благодарности и привязанности».
Однако у Омара ибн Саида была своя история. Как и его граффити в тюремной камере, его рассказ о пережитом был написан на арабском языке, поэтому никто не мог понять его истинных убеждений.
Иначе, они бы увидели, что его принятие христианства, хотя и казалось искренним, на самом деле было также практической мерой.
По словам Саида, до того, как у него отняли все то, что он ценил в жизни, он молился как мусульманин, но теперь он будет читать молитву Господню, которую записал в своих писаниях.
Он также оставил запись с пророческими заявлениями о божественном гневе, направленными на страну, лишившую его свободы.
«О люди Америки, о люди Северной Каролины, – писал он – есть ли у вас хорошее поколение, которое боится Аллаха? Уверены ли вы, что Тот, Кто на небесах, не заставит землю прогнуться под вами, так что она развалится на куски и сокрушит вас?»
Даже после его обращения в христианство ислам продолжал формировать его реакцию на порабощение.
Современные исследования показывают, что мусульманские имена и религиозные титулы нередко фигурируют в списках рабов и в записях о смертях.
Продолжение следует…
Источник:
Исследования Питера Мансо, куратора отдела истории религии Америки в Национальном музее американской истории. (Smithsonian Magazine)