Каждой зимой 23 января наступает международный День Почерка, или День рукописи. Этот день напоминает об уникальности людских почерков и призывает нас практиковать и сохранять навык рукописи – навык, который напрямую связан с работой мозга, а также с тренировкой в нас сосредоточенности и организованности.
Сегодня рукописные тексты всё чаще заменяются технически-набранными: от СМС и электронных блокнотов до стикеров-пожеланий в поздравительных открытках.
Но есть письменность, которая, наверняка, так и останется виртуозно-рукописной. Это арабская каллиграфия.
Присущее ей затейливое взаимодействие линий, штрихов и точек, формирующих буквы и слова, неизменно привлекают внимание. Её гармония общепризнана, причём не только теми, кто знает арабский язык.
Каковы причины столь высокого развития арабской каллиграфии, которого она достигла, по воле Всевышнего, на протяжении своей истории?
Отказ от изображений одушевлённых созданий привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении, прежде всего в форме переписывания Священного Писания.
Согласно хадису Пророка, Мир ему, тот, кто сможет красиво переписать Коран, станет обладателем Рая.
Это требовало от каллиграфа определённого духовного развития. Ведь всё, что было связано с написанием Священной Книги – от намерения (нията) до старательности (иджихада), выполнялось во Имя Аллаха и становилось делом, важным для обоих миров. Нет сомнений, что мастера относились к своему труду, как к ибаде (Поклонению Творцу), т.е. серьёзно и трепетно.
Процессы учения и обучения в исламе очень значимы. «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» – говорится в Коране (39/9).
Во-первых, учение в исламе рассматривается как цель. Это означает приобретение знаний, полезных для обоих миров. Призыв к поиску знаний мы встречаем во многих аятах Корана, в хадисах Пророка, Мир ему, в духовном наследии ученых-богословов.
Во-вторых, в учении важен процесс, когда обладатель знаний их передаёт, а обучающийся – принимает. Так происходит на любом уровне: родитель-ребёнок, учитель-ученик, Ангел-Пророк.
Нетрудно заметить, что учение как явление (цель плюс процесс) отражается в работе каллиграфа. Ибо, при всей старательности, он не добьётся успеха без руководства мастера, который должен неотступно патронировать работу ученика, корректировать и направлять в самых тонких моментах письма.
В исламе придаётся глубокое значение Слову.
Так, первый столп ислама – это слова шахады. Первый приказ Аллаха Пророку Мухаммаду, Мир ему, был: «Читай» [и относился к Божественному Слову]. Кроме того, для некоторых состояний, согласно исламскому праву, достаточно лишь произнесения определённых слов. Например, для развода – слова «талак»; для нарушения намаза – любого постороннего слова; для превращения богоугодного дела в обязательное (ваджиб) – словесной клятвы именем Аллаха и пр.
Тут интересно ещё и то, что арабский язык с его трехбуквенными глагольными основами даёт широчайший простор словообразованию, который часто невозможен в большинстве других языков. Это обуславливает арабскому языку редкое богатство.
Всё это делает очевидной историческую потребность арабов не просто закрепить на письме важность Слова, но и художественно подчеркнуть его богатство.
Перечисленное выше – правильная акыда, стремление к знаниям и почитание Священного Слова – наиболее очевидные предпосылки развития каллиграфии.
Всевышний принял труды (амаль) средневековых каллиграфов, поскольку даровал им успех и сохранил его на протяжении столетий, чтобы и в XXI веке люди были восторженными свидетелями каллиграфического искусства и верными его продолжателями.
Гузель Ибрагимова