Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
Известно и то, что к десятому – одиннадцатому векам вся торговля и коммерция в Средней Азии была сосредоточена в руках тюрок-уйгуров, а на европейской части нынешней России все торговые взаимоотношения находились в поле зрения булгар. Вся торговля китайскими товарами, а также товарами, произведенными в странах исламского мира, проходила через уйгур, в то время как доставка части товаров китайского, арабского, иранского, финского и греческого производства осуществлялась булгарскими купцами. Уйгуры находились на середине пути между китайцами и окультуренными племенами, обитающими на западных территориях. В то время как булгары проживали в среднем течении таких мощных водных путей как Волга и Дон и контролировали товарные потоки, идущие из земель Ирана, Аравии, Греции, Финляндии. Благодаря этому обмену культура обоих ханств переживала бурный подъем.
И все же, в культурном отношении, Тукуз-огузское, Хазарское и Кипчакские ханства не смогли достичь такого уровня, которого достигли Уйгурское и Булгарское ханства, потому как первые три ханства предпочитали кочевой образ жизни, однако вместе с тем и у них культуре, торговле придавалось большое значение. В те времена бурный расцвет получило градостроительство, были основаны города Баласагун, Кагар, Итиль и Самандар. Там возводились большие и добротные дома, дворцы, медресе, мечети и торговые ряды. Этому служило и сближение с арабским миром, который в тот период переживал бурный расцвет, и самое главное принятие их религии – Ислама. Китайцы и мусульмане взаимодействовали в различных сферах и это, конечно же, служило взаимообогащению этих народов.
Просвещение и литература тюркских народов того периода. Усиление взаимоотношений арабского мира с частью китайской цивилизации оказывало положительное влияние и на тюркские народы. Они получили импульс к развитию собственного просвещения и литературы. Что позволило литературе, например огузской, которая в предыдущий период имела весьма сдержанный и приглушенный характер значительно оживиться и окрепнуть. Арабские эмиры, правившие в те времена в Туркестане, отличались большим прилежанием и стремлением обогатить тюркские народы науками и просвещением. В период правления халифа Гаруна ар-Рашида мусульманское просвещение и наука широко распространились в Средней Азии. Известно высказывание туркестанского эмира Абдуллы ибн Тагира, который сказал: «Подобно тому, как есть люди, которым должно заниматься науками и просвещением, есть и такие, кому это не полагается, однако не надо обращать внимание на это и необходимо открыть доступ к знаниям всем людям».
В этот исторический период дети земледельцев (крестьян) и низших слоев населения со всех концов ханства имели возможность отправиться на учебу в Самарканд и другие центры просвещения. В тогдашних медресе преподавали не только каноны Ислама, но и многие светские науки. Ученые-тюрки, овладевшие знаниями в крупных учебных заведениях Самарканда и Бухары, возвысились в арабском ученом мире и достигли значительных высот в некоторых науках. Отошедший в мир иной в 337 году по хиджре выдающийся мыслитель и ученый Фараби заложил основы до того неизвестной науки, как политическая экономия и преуспел в музыке.
Другой крупный тюркский философ Ибн Сина, скончавшийся в 428 году по хиджре (в 1037 году по милади) прославился своими трудами в области медицины и философии. Фараби проживал в небольшом городке под наименованием Васидж на месте слияния современной реки Арыс с Сыр-Дарьей в так называемой местности Фараб или Отрар. Его отец был из огузов или карлуков, исповедовавших Ислам. Фараби получил основательную подготовку у себя на родине, а затем отправился в Багдад углублять свои знания. Он чрезвычайно гордился своим происхождением и с достоинством носил среди арабских улемов, щеголявших в белоснежных чалмах, меховую шапку и стеганый бишмет, которые распространены до сию пору среди казахов и киргизов. Ибн Сина родился в тюркском поселении близ Бухары. Некоторое время он преподавал в медресе Ургенча и прославился своими хутбами. Эти два крупнейших ученых создали десятки научных трактатов, написали множество книг по различным наукам и являются основоположниками совершенно новых теорий.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.