17 из великих визирей Османской империи были грузинами. Сотни пашей, по происхождению грузин, служили Османской империи. Здесь их называли «кавим-и-несиб» - «благородным племенем» и они действительно были известны своей храбростью и преданностью империи. История сохранила имена самых выдающихся из них: Великий визирь Мехмет Саит Паша, Шейхуль-ислам Мирза Мустафа-эфенди, князь Сабахаддин, богослов Али Хайдар-эфенди…
Это был поистине привилегированный класс. В течение семи веков их можно было встретить на всех уровнях управления Османской империи: и в качестве помощников визирей (садразамлык), и шейхуль-исламов, и государственных министров (назиров).
Турецкий историк Мурат Касап посвятил им книгу “Osmanlı Gürcüleri” (Османские грузины), в которой привел биографии более чем 1200 грузин, в разное время занимавших важные посты в государстве Османов.
Первым, кто ввел в оборот термин «кавим-и-несиб» был Эвлия Челеби, который посетил во время одного из своих путешествий Грузию и очень высоко отзывался о ее народе.
Грузин начали назначать на эти посты, начиная с XVI века. Османы на практике воплощали в жизнь теорию о мирном сосуществовании различных этносов в рамках одного государства, и грузины помогали им по мере сил.
В доказательство их патриотизма и преданности империи Касап приводит цитату из «Тарих-и-Джевдет», в которой Ахмет Джевдет-паша, характеризуя одного из пашей, по происхождению грузина, говорит: «Он был назначен на свою должность из-за своего грузинского происхождения, которое доказывало его преданность родине». По словам Касапа во времена османов быть грузином означало быть патриотом империи.
Грузины были щедрыми благотворителями и известны своими пожертвованиями. Например, Михр-и-Шах валиде-султан и Безми Азем валиде-султан основали благотворительные фонды, следы деятельности которых можно найти и в современной Турции. Библиотеки, мосты, мечети, медресе, фонтаны и больницы, построенные на пожертвования османских грузин существуют и до сих пор.
Среди старейших построек, осуществленных на средства грузин можно отметить «Мост Грузина Хуссейна» 15 века в городе Сивас, Буюк Искеле Месджид в стамбульском районе Эюп Султан, построенную грузином Хаджи Махмуд-агой в 1567 году, а также больницу Вакиф Гуреба, учрежденную Безми-Азем валиде султан, которая функционирует до сих пор.
Османы хорошо изучили характерные черты национального характера грузин и использовали их с максимальной эффективностью. Их смелость и решительность, а также преданность помогала им делать блестящие военные карьеры.
Такова, например, судьба беев Тавдгиридзе. Во время Восточной войны 1853-56 годов все мужчины этой семьи сражались на Кавказском фронте, причем рядом с ними находилась их мать Диндине-ханум, которая воодушевляла их. Два ее сына погибли на этой войне, а двое оставшихся в живых - Осман и Али были удостоены титула пашей Османской империи.
Но среди грузин были не только военные. Они также дали Османской империи и выдающихся богословов. Например, Али Хайдар-эфенди, родившийся в 1870 году в городке Ахиска около Батуми стал одним из заметных ученых-теологов своего времени. Начальное религиозное образование он получил в медресе Бакирчилар в Эрзеруме. В 1902 году он начал учебу в стамбульском медресе при мечети Фатиха и продолжал свою религиозно-богословскую деятельность в Турции вплоть до смерти в 1960 году. При этом он всегда назвал себя грузином и владел грузинским языком.
Грузины дали Османской империи шесть шейхуль-исламов и 344 ученых-богослова, 17 Великих визирей и около 500 государственных служащих в ранге от бейлербея и государственного министра до депутатов парламента. Отдельно следует упомянуть 23 матерей и жен османских султанов.
В своей книге Касап приводит любопытный исторический эпизод: в 1808 году во время беспорядков в Стамбуле был убит султан Селим III. Бунтовщики также намеревались убить малолетнего наследника престола будущего султана Махмуда II. Однако он был спасен грузинкой-надсмотрщицей султанского гарема Севри-Калфа. Она сначала спрятала его в своей комнате, а затем закрывала его от пуль своим телом. Пытаясь защитить малолетнего султана, она кидала горящие угли в нападавших на него бунтовщиков, пока с помощью евнухов Анбера и Исы не удалось вывести шейх-заде за пределы гарема и спрятать в надежном месте. Когда Махмуд II стал султаном, он назначил ее «хазинедарбаши», а после ее смерти в 1819 году велел похоронить рядом со своей матерью и велел назвать именем спасительницы султанской династии школу.
Касап опровергает широко распространенный тезис о том, что грузин насильно заставляли принимать ислам, указывая, что служба империи не требовала отказа от этнической идентичности, а религию каждый поступавший на нее выбирал добровольно, ибо насильственно обращенные люди изначально не могут быть лояльны тем, кто совершает над ними духовное насилие.
Ильдар Мухамеджанов