«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
По примеру некоторых правоверных я решил присоединиться к прихожанам, которые расположившись после намаза вокруг имама, слушали внимательно его ва’аз. Первые слова проповеди прозвучали так:«Ар-риджалю кавамун галяин-ниса!» иными словами «Муж – является главным перед женщиной, женой». Затем оратор стал обосновывать свою мысль. Он привел массу доводов в пользу этой идеи. Далее последовали примеры того, как женщины могут оступиться от праведного пути. Мне пришли на память картины из моего детства, когда моя бабушка Махфуза устазбика и моя мама наставляя, деревенских женщин приводили примерно такие же примеры из жизни пророков и святых и то, как на эти сюжеты эмоционально реагировали слушательницы. Замечу, что эти рассказы не произвели на меня такое удручающее впечатление, тогда как теперь эти же риваяты из уст какого-то неизвестного египетского вагиза несколько разочаровали меня и мне показалось, что этот человек насмехается над памятью дорогих мне людей. Я отделился от группы слушателей и направился к выходу. Я решил осмотреть находившуюся неподалеку мечеть Мухаммада Али паши. Дом Аллаха был возведен в свое время родоначальником царствующей династии нынешних правителей Египта. Мечеть совершенно в турецком стиле была построена в пределах старинных крепостных стен Каира на возвышенном месте. С внешней стороны она чем-то напоминает стамбульскую мечеть Валиде Султан, однако это только на первый взгляд. Изнутри она поражает своими масштабами и великолепным декором. Сразу видно, сколько средств было затрачено на ее строительство и украшение. И здесь после намаза прихожане с интересом слушали проповеди вагизов.
Я тоже последовал примеру моих единоверцев и присел послушать наставника. Речь шла о замечательных свойствах воды из Священного Источника «Каусар». Я стал внимать речам оратора, однако не найдя для себя ничего нового и необычного удалился. Следует упомянуть, за свою жизнь я прослушал бесчисленное множество вагазов. Несомненно, это весьма полезные вещи для прихожан и они оказывают благотворное влияние на слушателей. Турецкие мастера слова-вагизы способны своими речами воспламенить сердца слушателей, поднять их на ратные подвиги ради защиты веры и отечества. Они способны сплотить людей на борьбу с самым грозным врагом, наэлектризовать прихожан своими речами на самые актуальные и злободневные темы. Однако здесь в мечетях Каира вагизы заняты, как мне показалось, слишком мелкими проблемами и не способны оказать какое-либо влияние на слушателей.
26 декабря вечером в зале Общества мусульманской молодежи Каира состоялась моя публичная лекция. Выступал я на турецком, а Мухутдин бек аль-Хатиб, являющийся одним из руководителей этого общества, переводил на арабский. Примерно треть аудитории хорошо понимала турецкий. Для того, чтобы увлечь слушателей, я иногда перемежал свое выступление с ремарками на арабском и потому в зале воцарилась полная тишина.
Прежде всего, я сделал экскурс о том, в каких географических широтах и регионах проживают мусульмане, а также остановился на том, шло завоевание тюркских народов и как они подпали под власть русского царя. После того дал характеристику политико-культурной среды мусульманского сообщества России и затем рассказал о приходе к власти большевиков. При этом обратил внимание на то, что тридцатимиллионное общество мусульман, проживающее в различных регионах СССР, в отличие от других народов обречено испытывать давление – со стороны большевистского режима, как с точки зрения религиозной, так и национальной. Характеризуя особенности Ислама в стране, я рассказал о том, что мусульманская религия стала распространяться на российской земле тысячу лет назад и правоверные для того, чтобы сохранить эту веру должны были отстаивать ее в непрерывной жестокой борьбе и потому Ислам проник глубоко в душу и сердце народа и приобрел особый национальный оттенок.
Именно поэтому правоверные не могли всерьез воспринять идеологию коммунизма, построенную на безбожии и воинствующем атеизме. Этические и моральные основы Ислама стали непреодолимой преградой на пути этой идеологии. Именно поэтому большевизм, встречавший в штыки любую иную религию, с удвоенными силой стал бороться с Исламом.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.