Мурад Рамзи – татарский богослов, ученый-исследователь, переводчик Корана

Из плеяды выдающихся татарских интеллектуалов  XIX - начала XX веков, к числу которых относятся Г.Курсави, Ш.Марджани, Р.Фахрутдин, К.Насыри, Г.Баязитов, И.Гаспринский, Г.Баруди и десятки других есть одно имя, которое до недавнего времени было известно лишь узкому кругу специалистов. Это Мурад (Марданша) Рамзи Мекки (Мекканский) (1855-1934) - богослов, ученый и общественный деятель. Его имя и сегодня на устах среди улемов Ближнего Востока и Средней Азии. Особую признательность и уважение к нашему соплеменнику вызывает его двухтомный труд, написанный на арабском языке, по истории татар «Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулукат-татар» («Собрание известий из прошлого о событиях в Казани, Булгаре и татарских царях»). Исследователь творчества богослова, историк Нурия Гараева отмечает, что в последнее время наметился интерес к жизни и деятельности Мурада Рамзи.

Islam-today предлагает вниманию читателей очерк об этом удивительном ученом-подвижнике.

М. Рамзи прожил долгую и богатую событиями жизнь. Большую часть ее  он посвятил изучению классических трудов мусульманских богословов. Полученные знания позволили ему выполнить перевод Корана на тюркский язык, понятный татарам и уйгурам и составить комментарий к Корану. За 36 лет проживания в Саудовской Аравии, как последователь одной из ветви суфизма – накшбандийя, он перевел с персидского языка на арабский важнейшие сочинения представителей этой ветви.

Выявленные в последние годы материалы позволяют более или менее полно проследить жизненный путь М.Рамзи и составить перечень его научных трудов  и публикаций.

Мурад Рамзи родился 25 декабря 1855 года (по другим источникам 10 октября 1854 года) в деревне Альметьево Мензелинского уезда Уфимской губернии. Умер 2 апреля 1934 году в городе Чугучак (Синьцзян-Уйгурской автономный округ КНР) Его отец Батырша Абдулла осиротел в раннем возрасте и не имел возможности получить достойное образование. А мать, напротив, была образованной женщиной и происходила из семьи учителей (они были дальними родственниками известного ученого Ризаэтдина Фахретдина) Следуя традициям семьи, она открыла у себя дома начальную школу для девочек. Они вырастили и воспитали четверых детей, Мурад был самым младшим в семье и, не желая отставать от старших, учиться начал с шести лет в школе своей матери. Там он научился читать-писать и получил первые знания по религии. В восемь лет поступил в медресе деревни Альметьево, где заметно выделялся знаниями среди  сверстников. Большое участие в его воспитании и образовании принял его дядя со стороны матери, один из самых известных учеников известного имама Исмаила аль-Кышкари шейх Хасанаддин хазрат, который был преподавателем медресе и имамом села Альметьево. Видя способности своего племянника, Хасанаддин занимался с ним дополнительно и за короткое время  мальчик в достаточной степени выучил арабский и персидский языки. В девять лет он уже изучал морфологию арабского языка.

А в одиннадцать приступил к постижению науки калама. В эти же годы вначале со своим отцом, а затем с дядей Мурад читал Коран. К восемнадцати годам он прочел сочинения по синтаксису арабского языка, логике, этике и мусульманскому праву. Когда юноша исчерпал все, чему мог научиться в деревенском медресе, родители по совету дяди  весной 1873 года отправили его продолжать обучение в Казань. Желая направить своего способного воспитанника в нужном направлении, Хасанаддин написал письмо Ш.Марджани и одному из его мударрисов рекомендательное письмо. Но в Казани Мурад долго не задержался и уехал в Бухару с намерением продолжить учебу. Однако добравшись до Троицка, остался там на два года, в течение которых посещал медресе знаменитых педагогов того времени имамов Шарафутдина и Мухаммаджана.

Под их руководством он перечитал многие известные труды по  богословии, изучал логику и комментарии к сочинениям по логике, после чего он отправился в Бухару. Его путь лежит через Ташкент, где он опять задерживается на два месяца и посещает занятия известных ученых. В начале 1876 года Мурад наконец добирается до Бухары. Там он продолжает усваивать калам, однако его не устраивают порядки преподавания в медресе Бухары и уже в начале весны того же года он вновь возвращается в Ташкент и остается там на два года. В этот период он посещает занятия крупных ученых, а также начинает учительствовать в медресе одного из своих наставников. Здесь он натолкнулся на хранилище древних рукописей и книг по суфизму и жизнеописания святых праведников и стал с увлечением изучать все это.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle