Мои дедушки, бабушка и прабабушка похоронены на кладбище Чистополя. Последние 17 лет я стараюсь ежегодно приезжать из Казани и навещать их могилы, читать суры Корана и делать дуа Аллаху за души похороненных мусульман. В 100 метрах от этих могил расположено место захоронения, отличающееся крепкой оградой и ухоженностью. Друзья-мусульмане историки сказали мне, что здесь похоронен известный суфийский шейх Закир-ишан. С тех пор, навещая могилы родственников, я стал читать Коран, делать дуа и за Закира-ишана Чистави. Пришло время, и именем этого мусульманского деятеля в Чистополе ежегодно стали проводиться конференции.
Мухаммед-Закир Чистави был ишаном, духовным учителем. По хадисам мы знаем, что есть Ислам, иман – вера, ихсан –искренность. Область ихсана – это предмет рассмотрения и изучения науки тасаввуф. Это формирование ахляка – нравственности, воспитание кальба – сердца. Этим занимались и занимаются духовные наследники лучшего из людей – Пророка Мухаммеда (с.а.в.). Может ли безнравственный, невоспитанный человек называться мусульманином? Его достоинства мусульманина чрезвычайно ограничены. Даже будучи начитанным, он может написать донос, издеваться, насмехаться над людьми, и так прожить всю свою жизнь. Нравственный, воспитанный человек живет иначе: заботится о людях, трудится ради Всевышнего Аллаха. Только в гармонии Ислама и имана с нравственностью может получиться достойный результат.
Шигабутдин Марджани в «Полезные сведения по истории Казани и Булгара» писал, что мулла Закир (1815–1893), родом из большого села Сасна около Казани (сейчас Балтасинский район Татарстана) в семье купца. Получив образование в Маскаре у муллы Габдуллы Чиртуши и в Сасне у муллы Тазетдина Иштиряки. С 1846 г. в течение 46 лет Закир ишан был имамом первой мечети Чистополя. Получал поддержку муллы Махмуда, сына Мухаммеда, Дагестани. Он основал и руководил медресе «Камалия», где учились шакирды Казанской, Самарской, Уфимской и других губерний Поволжья, в том числе Ризаетдин Фахритдинов, Учился в этом медресе и, в последствии ставший мюридом Зайнуллы Расулева, ректор крупнейшего в Российской империи казанского медресе «Мухаммадия», первый выбранный на Всероссийском съезде мусульман в Москве в мае 1917 года муфтий Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири Галимзян Баруди. Мухаммед-Закира ишана можно назвать образцом, и в личном плане тоже. В 65 лет, имея четырех детей, женился во второй раз, после чего у него появилось на свет еще четырнадцать детей, из которых выжили и выросли десять. Это результат правильной жизни: чтение намаза, выполнение норм шариата, жизнь по Корану. Такой образ жизни дали богатырское здоровье.
В Чистополе, Мухаммед-Закир Камалов стал мюридом ссыльного дагестанского шейха Махмуда Алмалы. Его называли Шейх аз-заман – шейхом своего времени. В 1863 г. Махмуд-афанди из Перми переехал в Казань, оттуда поехал в Чистополь. От него же Мухаммед-Закир получил иджазу, а сам Махмуд Алмалы в течение нескольких лет жил в Казани, где тесно общался с местными татарскими имамами, в том числе и с Шигабутдином Марджани. Позже поселился в Астрахани и жил там до самой смерти 23 января 1877 года. Между двумя великими личностями Махмудом-афанди и Мухаммед-Закиром ишаном установилась переписка. Эти письма собрались вместе составили одну книгу «Табсыра аль-муршидин минэл-мэшэихил-Халидийин», в которой доступно изложена суть духовного пути Халидийской ветви Накшбандия. Когда Махмуд Алмалы писал письмо Мухаммад-Закиру ишану, кто-то из окружающих спросил, кому предназначено это послание. «Тому, кто превзошел нас в своих достоинствах», – ответил шейх.
В сильсиле тариката Накшбандийя в Дагестане указан шейх Махмуд-афанди Алмалы, духовный учитель Мухаммад-Закира Чистави на пути тасаввуфа. Указанный в сильсиле тариката Шазалийя известный дагестанский исламский ученый и просветитель Сайфулла кади Башларов был учеником Мухаммед-Закира Чистави. Он называл своего учителя «океаном благодати (бэрэкэта)». Шейх Сайфулла-кади получил разрешение на наставничество – иджазу последовательно у трех татарских шейхов – Мухаммед-Закира Чистави, Зайнуллы Расулева и Мухаммед-Салиха Аджави.
Биография шейха Мухаммед-Закира Чистави изложена в некоторых дагестанских сочинениях. Одной из таких работ является труд татарского ученого и суфийского шейха Мурада Рамзи (1855–1934) «Нафаис ас-салихат фи тазйил ал-бакийат ас-салихат» («Драгоценности благих деяний в добавлении к другим благим деяниям»). Это сочинение было включено в сборник суфийского шейха Шуайба бин Идриса ал-Багини (1853 – 1912) «Табакат аль-хваджаган аль-Накшбандийа ва садат машаих аль-халидиййа аль-Махмудийа» (Табакат ал-хаджакан ан-накшбандиййа – Жизнь накшбандийских наставников). «Мавляна шейх Мухаммед-Закир афанди Казани Чистави являлся ученым во всех науках: рационалистических и традиционных.
Он изучал фикх у покойного шейха Абдуллаха Мучаскарави, занимался преподаванием в течение долгих лет, встал на путь халидийской ветви Накшбандийского тариката и научился зикру у шейха Махмуда-афанди Дагистани Алмалы, который научился этому зикру у шейха Юнуса Халиди, а тот, в свою очередь, – у шейха Абдуллаха Арзанджани и шейха Яхъи бека. Махмуд-афанди Дагистани вступил в тарикат под руководством шейха Хашима-афанди Ямшани, а тот – под руководством шейха Дияаддина Зубайхуллаха Ширвани, преемника Мавляна Халида Багдади». В этом же сборнике Шуайба Багини имеется и собственное сочинение Мухаммад-Закира Чистави «Табсират аль-муршидин» («Разъяснение наставников»).
О Мухаммед-Закире рассказывается и в книге «Сирадж ас-саадат фи сийар ас-садат» (Сирадж ас-Саадат – Светоч счастья) дагестанского шейха Хасана Кахиби в разделе, касающемся биографии своего шейха Сайфуллы кади Башларова. Сайфулла кадиписал: «Это был великий шейх, обладающий рядом достоинств. Я никогда не видел, чтобы он хоть раз говорил с кем-либо о мирском. Однажды, когда я пришел к нему, он совершал муракаба. Когда я встретился с ним, он обрадовался моему приходу. Вместе с ним при нашей встрече присутствовало около полутора тысяч его мюридов. Мухаммед-Закир посадил меня рядом с собою, и, пока я находился рядом с ним, никто из его мюридов не сел. Он поручил мне совершать султан зикр в течение сорока дней». После смерти Чистави Сайфулла-кади стал учеником Зайнуллы Расулева, получил от него иджазу.
В середине августа 2015 года в Чистополе прошли Четвертые чтения, посвященные ишану Мухаммед-Закиру Камалову. В них приняли участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, член Совета Федерации Илдус Ахметзянов, заместитель муфтия Дагестана Ахмед хаджи Магомедов, заместитель Главы Дагестана Магомед Магомедов, профессиональные историки и мусульманские ученые из разных вузов и институтов нашей страны.
На конференции была представлена книга шейха Мухаммед-Закира Чистави «Табсират аль-муршидин», переведенная на татарский и русский языки. На сегодня известны 2 варианта этой книги: напечатаный в типографии Казанского университета Галимжаном Баруди в 1890 году и – в рукописной работе дагестанского суфийского шейха Шуайба Багини (1856 – 1912).
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин:
Чтения посвященные Мухаммед-Закиру Чистави – важное и нужное дело, которое мы, если на то будет воля Аллаха, будем продолжать. Без прошлого у нас не будет и будущего. Текущий 2015 год – год татарских богословов. Мы должны знать, как они жили, мыслили, чувствовали, изучать их книги. Наша обязанность изучить это, сохранить и передать своим детям и внукам.
Заместитель муфтия Дагестана Ахмед хаджи Магомедов:
На одной из конференций археограф, текстолог, каллиграф Раиф Марданов, изучивший тексты многих старых рукописей, а также надписи на более 40 могильных плит, сказал, что экстремизм, терроризм в Татарстане не приживутся. Ислам на этой земле тесно связан с суфизмом. Здоровые корни реального истинного Ислама – это деятельность Мухаммед-Закира Чистави, Зайнуллы Расули и других наследников Пророка Мухаммеда (мир ему), «живых Коранов».
Становление сердца, очищение души, а не только тела – работа необходимая для выполнения каждому полноценному мусульманину для движения по пути Посланника Аллаха (с.а.в.), по которому шли такие личности как Закир-ишан. Истинный мусульманин определяется не длиной бороды и длиной брюк, а душой. Подобные конференции полезны для воспитания молодежи, для понимания настоящей красоты Ислама. Это не выдумки последнего времени, а действительное возвращение к своим корням.
Фарид Батыршин