Помните, с каких слов начинался трейлер картины Ридли Скотта «Гладиатор» 2000 года? «Генерал, ставший рабом. Раб, который стал гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов императору».
Если мы обратимся к истории, то сразу поймём, что единственным способом достичь какой-то власти и статуса в Риме стало восстание рабов Спартака. Однако, несмотря на красочную художественную картинку на экране, стоит отметить, что в реальности раб не имел никаких шансов выйти из своего положения.
Однако наш мир проходил разные исторические эпохи, ислам распространялся по разным странам, которые знали и испытали на себе восстания порабощённых народов, которые не только избавлялись от позорного статуса, но и становились во главе целых государств. И сегодня мы с вами узнаем о некоторых личностях, которые сумели перевернуть ход истории и изменить собственную жизнь.
Стоит отметить, что, к сожалению, рабство существовало (и до сих пор существует в отдельных уголках планеты, разумеется, неофициально) в каждом обществе вплоть до Нового времени, включая и мусульманское, несмотря на то, что исламское право изобилует достаточно строгими правилами относительно положения раба в обществе и отношения к нему. Согласно специалистам в области права, исламский подход к такому явлению, как рабство, состоял в том, чтобы сделать его настолько ограничительным, что в конечном итоге привело бы к его естественной отмене.
По словам автора книги «Рабство и ислам» Джонатана Брауна, само понятие «рабство» различалось в зависимости от времени и географического положения настолько сильно, что не совсем корректно использовать одно и то же слово для описания такого явления.
Аббасиды
Во времена Аббасидского халифата практика набора рабов в солдаты была обычным явлением. Юношей (в основном тюркского происхождения) забирали из их родных мест в евразийских степях, чтобы обучить военному делу. От природы одарённые всадники и бойцы, усиленные своей естественной средой обитания вдали от оседлого образа жизни, ценились за свою преданность и силу.
Поскольку их увезли далеко от родных мест, то свою карьеру они начинали без каких-либо политических связей или лояльности к какому-либо правителю, что было бы трудно сделать, если бы рекруты в армию набирались из числа местных жителей. В конце концов, эти солдаты, известные как «гильманы», объединились друг с другом и стали настолько независимыми, что в конечном итоге стали фактическими правителями халифата.
Их численность значительно возросла, а власть стала настолько популярной, что в конце концов Халифу Аль-Мутасиму пришлось основать новую столицу в Самарре, чтобы разместить их.
Гильманы Аббасидского Халифата в конечном счёте приведут к возвышению империи Газневидов и правлению знаменитого Махмуда Газни, который станет султаном большей части современного Ирана, Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии.
Мамлюки Египта
На протяжении веков, по мере того, как в мусульманском мире возникало и распадалось множество империй, гильманы, теперь более известные как мамлюки, предлагали свои услуги тому, кто держал в своих руках бразды правления конкретным государством.
Однако на самом деле мамлюки сами были бы истинными правителями империи, поскольку они занимали высокие посты в различных правительствах. В западном исламском мире они вышли на первый план в конце династии Айюбидов в Египте, когда они официально взяли под свой контроль и сделали себя хозяевами империи, которой они управляли из-за кулис в течение многих лет.
Зенит их правления пришёлся на времена Байбарса, который захватил власть после того, как мамлюки остановили продвижение монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. Мамлюки оставили своё богатое наследие в средневековом Каире, большая часть которого прослеживается в минаретах и мечетях старого города, которые так любят путники.
В Восточном исламском мире после ухода эпохи Газневидов пришли Гуриды, и когда последний гуридский царь пал, его раб-солдат генерал Кутб ад-Дин Айбак (кипчакский турок, как и египетские мамлюки) захватил власть и основал ещё одну мамлюкскую империю в Индии, которую со временем всё чаще стали именовать Делийским Султанатом.
Тюркская история Египта: Мамлюкская эпоха
Сиддисы в Индии
В Индии, как и у кипчаков, существовала ещё одна группа порабощённых народов, которая оказала огромное влияние на историю региона. Рабы из Восточной Африки завозились на субконтинент на протяжении веков и в конечном итоге привели к созданию чёрных африканских общин, известных как Сиддис (или Шиддис).
Одним из первых, кто сделал себе имя, был Джамаль ад-Дин Якут. Якут начинал как солдат Делийского султаната, но в конце концов стал близким доверенным лицом Разии султаны, одной из немногих цариц исламской истории. Поклонники классического Болливуда могут знать (конечно, романтизированную) историю благодаря фильму 1983 года «Разия Султана» с культовым актёром Дхармендрой в роли. Однако самые знаменитые Сиддисы появились много лет спустя.
Малик Амбар (1548-1626) был эфиопским рабом-солдатом, который в конечном итоге стал премьер-министром Ахмаднагарского султаната и его фактическим правителем. Он бросил вызов притязаниям Великих Моголов на покорение султаната, установил новую налоговую систему и ввёл в эксплуатацию многочисленные здания и создал целую инфраструктуру.
До Амбара Ихлас-Хан ещё один раб из Восточной Африки, ставший навабом, был фактическим правителем соседнего государства Биджапур. Община Сиддисов в конечном счете установит государство Джанджира и династию, которая никогда не была завоевана или захвачена какой-либо противостоящей армией, и будет существовать до независимости Индии от британского правления.
Османы
В XVI веке другая группа турок с евразийских равнин поднялась и взяла власть у мамлюков: османы, которые продолжали править вплоть до современной эпохи.
Если раньше солдаты-рабы мусульманских империй состояли в основном из тюрков (а также черкесов, абхазов, монголов и др.), то османы в основном брали своих солдат из христианских общин Балкан. Они были известны как янычары. Отнятые у своих семей в рамках системы девширме (иногда называемой «налогом крови») из районов, контролируемых османами, они были обращены в ислам и воспитаны как солдаты, верные султану, подобно мамлюкам.
В то время как янычары никогда не совершали никаких переворотов, чтобы отнять власть у своих хозяев, некоторые из них поднялись по административной лестнице Османской бюрократии до самых высоких уровней. Одним из самых известных был Соколлу Мехмед-паша. Будучи юношей, родом из деревни в Герцеговине, он в конце концов достиг должности визиря при трёх разных султанах и даже женился на принцессе из королевской семьи.
Жизнь и смерть последнего Османского халифа
Напоследок
В этом материале хотелось остановить внимание на том, что в истории имели место быть неординарные случаи, когда отдельные личности смогли подняться и достичь власти вопреки всем обстоятельствам.
Думаю, перед каждым, кто ознакомиться с этой статьёй, возникнет вопрос: почему же в исламском мире такие события случались гораздо чаще? Наиболее очевидный ответ здесь связан непосредственно с самой религией ислам, которая настаивает на равенстве всех людей. Нельзя упускать из внимания и тот факт, что рабство не определяется на основе этнической принадлежности человека…
Ильмира Гафиятуллина