Для каждого человека есть определённые места, где его душа успокаивается и обретает гармонию с самим собой и нашим Создателем, так называемые «места силы». Именно здесь человек чувствует прилив сил, его душа обновляется, а сердце наполняется покоем.
Есть такие сакральные места и в Казахстане, которые считает посетить своим долгом каждый местный мусульманин. О том, что это за места, чем они известны и как до них добраться, читайте в нашей подборке.
Мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи
Ходжа Ахмед Яссауи был великим учёным тюркских народов, поэтом, философом и проповедником, жившим в древнем Туркестане, который в те годы назывался Ясса. В своих проповедях он призывал мусульман к терпению и порицал привязанность к мирским благам.
После смерти Яссауи вокруг почитаемого места возник целый ряд построек, связанных с именем просветителя. Сам мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведён в эпоху тимуридов.
Мемориал, ставший местом паломничества ещё в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи особо почитается и считается одним из самых значимых просветителей и приверженцев Ислама.
Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Яссави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.
Где находится: город Туркестан
Мавзолей Арыстан-Баба, ХII в.
По легендам, прожив сотни лет, Арыстан-Баба изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан).
Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Яссауи Арыстан-Баба. Мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Яссауи религиозного проповедника Арыстанбаба представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.
Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил.
Главная же легендарная миссия Арыстан-Баба заключалась в передаче аманата — тайного порученобязательства и благословения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) будущему подвижнику и святому Ахмеду Яссауи.
Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание Пророка и передать сладкий плод (по разным данным — хурму, сушёный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник Ахмед Яссауи, распространивший Ислам среди кочевых тюркских народов.
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось.
Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Яссауи и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень солёной водой, которая обладает исцеляющими свойствами.
Где находится: в 150 километрах от города Шымкента, недалеко от городища Отырар
Подземная мечеть Бекет-ата
Подземная мечеть Бекет-ата занимает особое положение в мусульманском мире. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы обрести покой души и приблизиться ко Всевышнему.
Бекет-ата известен в мусульманском мире как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию жил Бекет-ата родился в 1750 г. вблизи поселка Кульсары Атырауской области. Получил образование юноша в далёкой Хиве, в медресе. А достигнув возраста 40 лет принял решение обучать грамоте детей.
По возвращению, после учёбы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах – её называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья – в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвёртая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат – семь. В них прекрасная акустика. Построенная им подземная мечеть в Огланды стала научным центром, обсерваторией под открытым небом.
При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью. Умер Бекет ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау.
Некрополь Бекет-ата – духовный, исторический и архитектурный памятник казахского народа.
Мечеть была построена в 1895 году на деньги, собранные с переселенцев. За всё время своего существования она претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальным проектом и несколько раз была на грани разрушения.
В 1965 году мечеть устояла при сильнейшем урагане, что удивительно, ведь по преданию она строилась без единого гвоздя. В 1970-х годах от сноса её спас Динмухамед Кунаев. На сегодняшний день Жаркентская мечеть – это один из действительно уникальных памятников, соединивших в своей архитектуре традиционные элементы разных народов Средней Азии.
Находится мечеть в городе Жаркент.
Мавзолей Ибрагим-Ата
Ещё одно историческое исламское сооружение, куда на поклонение приходили мусульмане ещё в средние века. С момента постройки мавзолей несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Этот мавзолей тоже связан с именем Яссауи – здесь похоронен его отец, шейх Ибрагим.
В сохранившихся сказаниях говорится о том, что он проповедовал Ислам. Своими благими деяниями он заслужил славу просветителя, получил широкую известность и почёт. Любой желающий сегодня может посетить мавзолей, расположенный на месте крупного центра исламской жизни в Средневековье, а сегодня – селе Сайрам Южно-Казахстанской области.
Мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз
Посвящен ещё одному святому, Баба Тукти Шашты Азиз. Согласно легендам, он был одним из первых, кто активно способствовал распространению Ислама на территории современного Казахстана. И делал он это мирным путём, с помощью своих благих поступков и красноречия. Он также лечил людей и помогал всем страждущим. Вот почему и сегодня его мавзолей до сих пор почитается и значится одним из обязательных мест посещения.
Находится рядом с аулом Кумкент Южно-Казахстанской области.
Мавзолей Машхур-Жусип Копеева
Машхур Жусуп Копеев – ещё одна историческая личность, оказавшая большое влияние на духовное, нравственное и религиозное становление общества в начале XX-го века. Он был не только исламским просветителем, но и поэтом, и этнографом.
По слухам, он сам заранее выбрал место, где попросил установить ему мазар. Мавзолей объединяет в себе как исламские традиции, так и древнетюркские, и это делает могилу своего рода уникальным историческим местом. К мавзолею ведет лестница из 73-х ступеней: ровно столько прожил Копеев.
Мавзолей можно посетить, отправившись в Баянаул, что неподалеку от Павлодара.
Мавзолей Хорасан-ата
Мавзолей был создан в память о батыре Хорасан-ата, который всю жизнь посвятил просвещению народа и распространению Ислама и представляет собой уменьшенную копию священной Каабы. Во сне ему приснилась Кааба, и там, куда упала её тень, и построили мавзолей.
Расположен он в Жанакорганском районе Кызылординской области.
Комплекс Тектурмас
Неизвестно, кто спроектировал и построил этот мазар, но исторически мавзолей считается местом захоронения Султана Махмуд-хана – сына имама, который внёс большой вклад в распространение Ислама. Одним из его талантов было лечение людей, и этот навык позволил ему получить большую известность среди населения.
Первоначальный мавзолей был разрушен в 1935 году и лишь в наше время заново отстроен.
Комплекс высится на правом берегу реки Талас на вершине холма Тектурмас в городе Тараз.
Мечеть Кунанбая Ускенбаева
Мечеть была построена Кунанбаем Ускенбаевым, отцом Абая – главой каркалинских казахов, судьёй и примерным мусульманином. На строительство мечети он выделил свои собственные деньги, как и на постройку медресе, где многие дети смогли бы получить религиозное образование.
В 1853 году мечеть была открыта для посещения мусульман, однако в советское время частично была разрушена и применялась не по назначению: одно время здесь даже расположилась конюшня... Сегодня же она отреставрирована и всё также принимает под свой кров верующих.
Мечеть – главная достопримечательность города Каркаралинск Карагандинской области.
Ильмира Гафиятуллина
Также по этой теме читайте:
Конфессиональная политика Екатерины II в казахской степи
Жизнь казахского народа в удивительных картинах Альберта Шинибаева
«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»