Абдурашид Ибрагимов является одним из самых известных российских мусульманских деятелей конца XIX – I пол. XX века.
Из-за своей широкой деятельности и обширных путешествий он получил известность не только в России, но и во всем мусульманском мире. Так как Абдурашид Ибрагимов некоторое время исполнял обязанности казыя (шариатский судья) в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе, среди мусульман он был более известен под именем Абдурашид казый.
Свои последние годы Абдурашид казый провел в Токио, где являлся духовным лидером местной татарской общины.
Знакомим вас с отрывком из его книги «Исламский мир и распространение ислама в Японии» (Галәме Ислам йәки Япониядә интишаре исламият), посвященной Сингапуру, где Абдурашид хазрат стал свидетелем одного интересного обычая среди местных мусульман.
Название «Сингапур» состоит из двух частей: «пур» на одном из местных языков означает «город», «синга» (или «санга») на малайском языке означает «мыс». Так как он расположен на мысе полуострова Малакка его назвали «город на мысе». Сингапур находится близко к экватору поэтому климат здесь очень благоприятный.
Эта территория относится к эмирату (султанату) Джохор. 85 лет тому назад правитель Джохора передал эти земли англичанам для строительства угольных складов. За очень короткое время здесь вырос город и возник крупный торговый порт.
Если вначале англичане были здесь на правах гостей, то в последующем превратились в хозяев жителей Малакки и их земель. Связующим звеном всего этого … – мусульмане.
Самые крупные торговые точки в Сингапуре находятся в руках мусульман, они также занимаются экспортом и импортом.
Если говорить о жителях Сингапура, то здесь живут различные нации: местные малаи или малаккцы вместе с … (они все мусульмане) с острова Ява, с Суматры «аписцы» (возможно речь идет о народе алас или ачехцах), и вдобавок к этому арабы, индийцы, иранцы, китайцы, японцы и представители разных народностей с островов Индийского океана. Самые видные места на базаре тоже занимают мусульмане, они также принимают активное участие в биржевой торговле.
Здесь я столкнулся с доселе невиданным и неизвестным мне явлением. Когда я осматривал город Сингапур, во время полуденного намаза зашел в мечеть.
Община ждала наступления времени намаза. Как только я подсел поближе к михрабу, начали звонить в колокол. Я конечно же очень удивился, я даже себе представить себе не мог в жизни увидеть такое явление.
В этот момент я пошел к входу мечети и увидел тот самый колокол. Он не был похож на колокол, которым пользуются христиане, он имел форму напоминавшую длинную бочку и был больше похож на дунгур, который используют в буддийских храмах.
Оказалось,что в нее может звонить любой, кто пришел в мечеть с надеждой получить савап. Конечно же эта традиция ни в коем случае не является элементом законов шариата, а явный пример остатков прежних языческих верований. В пятницу начинают бить в колокол аж с 11 часов.
Очевидно то, что, когда какой-то народ принимает ислам, то обязательно в свою веру что-то привносит из своих прежних верований. Примеров этому немало.
Даже в Стамбуле в наше время традиция надмогильных светильников (кандиль) или обычай муэдзинов громко кричать в мечетях взяты у христиан.
… Когда мы начали читать намаз стало ясно, что они придерживаются шафиитского мазхаба.
Судя по местным преданиям жителей полуострова Малакка и других близлежащих островов, ислам пришел на эти земли не так давно.
Однако Ибн Батутта уже во время своего путешествия в эти края, встретил здесь мусульман и оставил об этом подробные записи. Значит ислам в этих краях распространился как минимум 600 лет тому назад.