Большую роль в строительстве мечетей, школ и медресе издавна играли меценаты. Сотни династий купцов, промышленников, землевладельцев пожертвовали свои средства на строительство, содержание и жизнеобеспечение храмов Аллаха, духовных учебных заведений. Этому способствовал один из пяти столпов Ислама – выплата закята, налога с имущества и доходов, предписываемых Шариатом и считавшихся одной из обязанностей каждого мусульманина.
Среди известных меценатов, внесших неоценимый вклад в развитие духовной жизни татар, была знаменитая династия купцов Галикеевых.
Как известно, родоначальниками многих татарских купеческих династий были крестьяне, которые начинали свое дело либо мелкими торговцами на базаре (торговые крестьяне), либо приказчиками в лавках купцов. Успех в предпринимательстве редко бывает делом случая или улыбкой фортуны. Обычно это годы упорного труда, жесткой экономии и очень медленного накопления капитала, необходимого для вступления в купеческое сословие, завязывание партнерских отношений и торговых связей в купеческом мире. Но уплата сбора на гильдию не означала, что торговец сумеет закрепиться в купечестве. Для этого нужен был особый талант, чутье, знания конъюнктуры рынка и умение правильно выбирать торговую специализацию в безбрежном океане коммерции.
Начало торговому процветанию семьи Галикеевых положил Мухаммадсафа Галикеев (1822-1890), выходец из деревни Мамса Казанского уезда Казанской губернии, купец второй гильдии, торговавший мануфактурой и продукцией собственного мыловаренного завода, человек, который выбился в купцы, продавая в Казани галантерейный товар.
Мухаммедсафа с 1879 по 1884 год состоял членом учетного комитета Казанского городского общественного банка. С 1870 года в течение десяти лет он помогал имаму первой соборной мечети Казани Шигабутдину хазрату Марджани в строительстве здания медресе «Марджания». Марджани и Сафа хаджи были близкими друзьями и единомышленниками. Сафа хаджи пожертвовал на возведение учебного заведения огромную по тем временам сумму - 7 тысяч рублей.
Благородное дело отца продолжили его сыновья. Старший - Мухаммадсадык Мухаммадсафич (1847-1919) – купец первой гильдии и общественный деятель, ученик Ш.Марджани. Торговал мануфактурой, владел магазином в Гостином дворе, годовой оборот которого превышал один миллион рублей., складами и магазинами по продаже шерсти и шкур на Сенной площади и Екатерининской улице в Казани. Современники называли его «мануфактурным королем». В 1897-1917 году избирался гласным в Казанскую городскую думу, членом учетного комитета Казанского городского общественного банка, членом учетно-ссудного комитета Казанского отделения Государственного банка России. За многолетнюю службу был награжден золотой медалью на Аннинской ленте. Избирался Почетным членом «Общества пособия бедным мусульманам Казани, был попечителем русско-татарского училища. За годы своей общественной деятельности пожертвовал средства на строительство свыше десятка мечетей
(в том числе «Розовой» в Казани), нового здания знаменитого медресе «Мухаммадия» и на его содержание. Активно выступал за реформирование религиозного образования, горячо поддерживал идеи Галимджана хазрата Баруди.
Младший сын - Абдрахман Мухаммадсафич (1854-1926) – купец первой гильдии. В наследство получил мыловаренный завод. В начале двадцатого века открыл фирму по продаже продукции собственного завода, которая числилась в десятке самых крупных предприятий России.
На принадлежавшем ему заводе в Ново-Татарской слободе в 1915 году силами двенадцать рабочих вырабатывалось 20 тысяч пудов мыла. Общий оборот предприятия составлял 120 тысяч рублей в год.
Продукция предприятия была рассчитана на самый изысканный вкус. Здесь выпускалось около 10 сортов мыла, пользовавшихся большим спросом у населения. Купец был женат на Бибимафтухе Ибрагимовой, имел дочь Гайшу.
Галикеевы находились в родственных связях со многими известными татарскими фамилиями: Апанаевыми, Абдулкаримовыми, Галеевыми, Марджани и Хусаиновыми.
Islam-Today