Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).
В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.
В те годы среди тех, кто резко отрицательно относился к обучению на русском языке существовало две позиции. Часть из них, невзирая ни на что, категорически высказывалась против, а другая часть – связывала с тем, что это нововведение имеет далеко идущие цели, по разрушению духовных и национальных устоев народа. Когда в медресе Казани развернулась кампания по навязыванию изучения русского языка, имамы города, сговорившись составили петицию о том, что якобы «наш народ, а в особенности шакирды, влачат нищенское существование. Мы ведем занятия лишь ради довольствия Аллаха и за это не получаем жалования. Потому, учитывая обязательность обучения русскому и то, что плата за это возлагается на плечи неимущих людей, мы пребываем в полном смятении от того, что не сможем исполнять в полной мере всех указаний. Мы убедительно просим учесть эти обстоятельства». (В составлении этой петиции по просьбе имамов участвовал и Марджани. Один из экземпляров данного документа, подписанного имамами, хранится в библиотеке Марджани. Кроме того там же имеются множество документов, в которых отразились события тех дней. Об этом также упоминается в книге «Вафиятель-асляф» и в «Биографии Хусаина Фаизхани», а также затрагивается косвенно в «Асаре»).
Через некоторое время после того как общественность Казани была буквально взбудоражена проблемой обучения на русском языке, в городе была открыта русско-татарская учительская школа и Марджани был назначен ее преподавателем Шариатских дисциплин. О том, как состоялось его назначение Марджани пишет: «У меня и в мыслях не было работать в этой школе и только неоднократное обращение ко мне Радлова, специальная просьба, прозвучавшая из уст самого губернатора, сподвигли меня принять предложение. Однако серьезно взвесив все доводы, я пришел к мнению, что эта должность чрезвычайно важна. Я осознал, что если это место будет занимать какой-нибудь невежда, то учащиеся школы будут иметь совершенно превратное мнение об Исламе. Я решил согласиться с предложением, так как получал возможность довести до шакирдов огромную роль канонов Шариата в повседневной жизни, а также вклада Ислама и мусульман в различные науки». Здесь необходимо привести воспоминания одного из первых выпускников, а затем и педагогов школы Шакирзяна эфенди Тагирова. Текст этих воспоминаний нам любезно предоставил Фуад эфенди Туктаров.
Шакирзян хазрат пишет: «Марджани очень любил историческую науку и его чрезвычайно интересовали вопросы, связанные с историей. Благодаря этому интересу Марджани состоял членом Общество археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете. Он даже написал некоторые материалы для этого Общества. Марджани был близко знаком с рядом русских ученых-историков и, конечно же, востоковедов Казани. Они высоко ценили богослова. Наиболее тесные взаимоотношения у него наладились с востоковедом В.В.Радловым. Они часто встречались и обменивались мнениями. В 1876 году в Казани состоялось открытие русско-татарской учительской школы. Главную роль в этом сыграл Радлов, который преследовал цель просвещения татар, обучению их русскому языку, распространению среди них научных знаний и даже созданию благоприятных условий для развития национальной художественной литературы. (Ранее мы уже упоминали о том, что Радлов перевел на русский язык историческое сочинение Марджани под названием «Галялатиз-заман»). По свидетельству современников в деятельности Радлова, по происхождению немца, не было ничего, что бы указывало на его миссионерскую роль. Задумывая открытие в Казани учительской школы, он ставил цель, чтобы татары не боялись ее, чтобы возвысить ее среди простых людей, стал приглашать учителями туда людей, имеющих авторитет среди татар.
Именно исходя из этих соображений он назначил инспектором Гали эфенди Махмутова, не имеющего официального какого-либо образования и никакого права занимать указанную должность. Через год после открытия школы преподавать в ней были приглашены Ибрагим эфенди Терегулов и Шахбазгарей эфенди Ахмеров. А Шакирзян эфенди Тагиров сразу же после окончания этой школы был назначен учителем рисования и каллиграфии. После того, как было принято решение об открытии школы Радлов решил пригласить преподавателем богословия своего доброго и хорошего знакомого Марджани, человека которого весьма уважал, пользующегося большим авторитетом в Казани да и в его окрестностях.
Безусловно, привлекая Шигабутдина хазрата к сотрудничеству, Радлов ставил цель поднять авторитет школы (учебного заведения, обучающего на русском) среди татар. Шигабутдин хазрат в свою очередь несмотря ни на что положительно относился к изучению русского языка и потому испытывал удовлетворение от того что данная школа открылась. Он, конечно же, был польщен тем, что такой уважаемый ученый каким был Радлов лично пригласил его вести занятия по богословию. Марджани с первого дня открытия школы начал заниматься преподаванием богословских дисциплин.
С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today