Исмаил Гаспринский – человек, совершивший революцию в мусульманской среде, разительно трансформировавший облик мусульманского интеллектуализма по территории всей Российской империи. Он умело сочетал в себе заботу об интересах российских мусульман и функционирование на пользу государства.
Именно Гаспринского крымские татары по праву считают основоположником всего, «учителем учителей» и не зря. Давайте сегодня, в день рождения выдающегося просветителя, педагога, вспомним, чем запомнился Исмаил бей Гаспринский в истории татарской богословской мысли и почему это важно сегодня, почти два века спустя.
Основной целью всей своей деятельности Гаспринский считал создание новой концепции образования. Он считал, что только через полную реформацию действующей системы образования, через обновление состава и изменении существующих учебных программ можно добиться эффективной культурной трансформации.
Гаспринский был крайне не доволен интеллектуальным обликом современных мусульман и общим состоянием мусульманской цивилизации. Именно поэтому он решил посвятить всю свою жизнь реализации разработанного им проекта обновления мусульманства.
В 1888 году выходит в печать первая мусульманская газета в России – «Тарджиман» («Переводчик»), где главным редактором становится Исмаил Гаспринский.
«Переводчик» будет служить, по мере сил, проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и обратно, знакомить русскую среду с их жизнью, взглядами и нуждами», – так о своём детище отзывался сам Гаспринский. Буквально с первых же дней своего существования газета стала играть основную роль в модернизации мусульманского образования в Крыму, Поволжье и Туркестане.
Одновременно с этим просветитель и религиозный деятель принимает решение создать новые учебники и учебные программы, повсеместно открывает в Крыму «новометодные школы», которые имели большой успех по всей России.
Разрабатывая образовательную реформу, Гаспринский обратил внимание на то, что, к его глубочайшему сожалению, мусульманская культура очень сильно отставала от европейской цивилизации. Он считал, что нужно идти дальше, развиваться. Именно благодаря его новометодным школам в первые полтора десятилетия XX века зарождается новая генерация мусульманских интеллектуалов, по-европейски образованных, но не утративших «мусульманской» идентичности.
1. «Аллах дал человеку, своему любимому творению, великую силу, при помощи которой он может господствовать над многим; создавать и уничтожать очень многое. Это ум… Но ум следует обогатить знаниями».
2. «Друзья мои, для нас самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения. Самым священным стремлением – стремление к знанию и просвещению. Если вы спросите, что же делать, ответ один: учиться, знать, развивать ум».
3. «Мусульманину почти безразлично, кто им повелевает, – он по своему закону обязан повиновением… Всё не своё его не интересует, всё, что не входит в круг его знаний, привычек и верований – ему чуждо и не нужно. Для всех случаев жизни, для всех вопросов ума и сердца он не нуждается в помощи опыта, критики и науки – всё это заменяет вечный Коран, с вечно неизменными ответами и указаниями на все вопросы жизни и смерти…».
4. «Пока народ не будет хорошо грамотным, пока он не начнёт мыслить и не пробудится в нём «самодеятельность», все прочие меры не будут им использованы в должной степени».
5. «Право национальности, право иметь и блюсти свой исторический культурный народный облик, есть в наше просвещённое время такое же естественное, неотъемлемое, право человека, как и все другие «droits de l’homme» (права человека). Отнять у человека его национальность не меньшее насилие, чем отнять свободу совести или разрушить семью…»
6. «Нет ничего дешевле труда татарского учителя. Нет человека более забытого, как татарский учитель. Жаль».
7. «Нет надобности говорить о важности и значении общелитературного языка для развития книжного дела и роста читателя. Язык – основной элемент, главное орудие развития народа».
8. «Известно, что единение – сила, а рознь – гибель людей вообще и во всех сферах жизни».
9. «Европейцы – наиболее цивилизованный народ нашего времени. Учителями их были мусульмане. По признанию самих европейских ученых, политические, физические, математические, медицинские науки и многие искусства нашего века сохраняют явные следы трудов и опытов мусульман».
10. «Солидно образованный мусульманин к хорошим качествам заурядного присоединяет более широкие, гуманные взгляды на вещи; наука и знания, не колебля в нем мусульманских основ и симпатий, освещают, гуманизируют его воззрения, уничтожая, конечно, предрассудки и суеверия. Но те мусульмане, которые волей судеб, так или иначе, освоят какой-либо иностранный язык и приобретут внешний лоск европеизма, без солидной научной подкладки, увы, эти люди почти потеряны для полезной, деятельной жизни. Это – люди, потерявшие хорошие качества своего племени и усвоившие дурные качества другого».
11. «Чем учёней, воспитанней будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать. Подумаем только, что все мы рождаемся от женщины; растём и начинаем говорить на руках женщины; живём, работаем с женщиной и, наконец, умираем возле женщины – жены или матери, получая последнее облегчение от них. Грешно оставлять их тёмными, как животных».
12. «Масса наших суеверий и дурные обычаи питаются традицией, примером. Они, эти суеверия и обычаи, столь сильны, что часто ум и религия пасуют перед ними, и заклинания какой-либо ветхой старушки пользуются большим доверием, чем указания знающего человека».
13. «Бумага, написанная в Казани, понятна в Оренбурге, Шеки и Бахчисарае. Литературный оборот Бахчисарая с тем же изяществом применителен везде. Однако мы ни писать не хотим, ни читать не желаем!»
14. «Знания – это нечто столь сильное, что благодаря им слабое существо человека делается повелителем и султаном света…».
15. «Братья, примитесь серьезно за дело народного образования… Выучиться самому – достоинство, но передать незнающему своё знание ещё большее достоинство и благое, святое дело».
16. «Я вовсе не думаю, что школа – это панацея от всех наших бед и зол, особенно я не думаю этого о народной школе. Бесчисленные школы имеются в Корее и Бухаре, и простой народ в этих странах почти поголовно грамотен. Плохая школа и глупая литература, пожалуй, составляют худшее из невежеств. Просвещает народ не какое-нибудь, а только высшее и притом общечеловеческое просвещение».