
Фото: Ислам-тудей
Хусейн (р.а.) родился в Медине в семье, которая была основана Али (р.а.) — младшим сыном Абу Талиба, дяди Пророка ﷺ. Он воспитывался в доме Пророка ﷺ с детства. Его женой стала Фатима (р.а.) — дочь Пророка ﷺ. Это был дом, основанный двумя молодыми людьми, которых Пророк ﷺ очень любил и ценил.
В источниках, посвящённых Али (р.а.), есть факты о том, что из-за событий, произошедших после эпохи Пророка ﷺ, в литературу проникло множество преувеличенных и вымышленных сведений о нём.
Несмотря на это, благодаря достоверным источникам, мы можем получить много информации о его жизни. Али (р.а.) родился примерно за 22 года до хиджры (примерно 600 год). Его отец Абу Талиб — дядя Пророка ﷺ, мать — Фатима бинт Асад. У Абу Талиба было четыре сына: ‘Акиль, Джа‘фар, Талиб и Али, и две дочери: Фахита и Джумана. Мать назвала его Хайдаром, но отец изменил имя на Али («Макатиля ат-Талибин» имама Абу аль-Фараджа ‘Али бин Хусейна аль-Исфахани, под ред. Сейида Ахмеда Сакара, Бей- рут, 1987, стр. 39).
Путь пророчества: как откровение в Мекке изменило историю человечества
Пророк ﷺ взял Али (р.а.) к себе на воспитание в юном возрасте, чтобы облегчить тяготы своего дяди («Тарих аль-умам валь-мулюк» имама Ибн Джарира ат- Табари, под ред. Мухаммада Абуль-Фадля Ибрахима, Бей- рут, т. 2, стр. 313). В десять лет Али стал одним из первых, кто уверовал в Пророка ﷺ («Аль-Бидая ван-Нихая» имама Ибн Касира, (ум. 774/1372), Бейрут, 1990, т. 7, стр. 334), и с тех пор всегда находился рядом, поддерживая его в борьбе за призыв к вере («Усд аль-Габа фи ма‘рифат ас-Сахаба» имама Ибн аль- Асира, под ред. Мухаммада Ибрахима аль-Банна, Каир, 1970, т. 4, стр. 92–93).
В первые годы ниспослания откровения Пророк ﷺ увидел, как Али (р.а.) молится и призвал его уверовать в Аллаха. Али принял ислам («Ансаб аль-Ашраф» имама аль-Балазури, изд. Сухейль Заккар, Рияд аз-Зирикли, Бейрут, 1996, т. 1, стр. 125–126). На одном из первых собраний, устроенных Пророком ﷺ для призыва ближайших родственников к исламу, все отклонили его призыв. Али (р.а.), несмотря на свой юный возраст, проявил мужество и сказал: «Я принимаю твой призыв, о Посланник Аллаха» («Аль-Бидая уан-Нихая» имама Ибн Касира, т. 3, стр. 38–39).
Али (р.а.) не участвовал в переселении в Абиссинию («Аль-Муснад» имама Ахмада, Бейрут, без года издания, т. 1, стр. 84), он не хотел оставлять Пророка ﷺ. Во время бойкота он также остался с ним. В этот период умер его отец Абу Талиб. Во время хиджры Али (р.а.), рискуя жизнью, лёг на место Пророка ﷺ, чтобы ввести врагов в заблуждение. После отъезда Пророка ﷺ он оставался в Мекке три дня, чтобы передать владельцам их вещи, которые они оставляли на доверенное хранение у Пророка ﷺ («Китаб ат-Табакат аль-Кабир» имама Ибн Са‘да, т. 3, стр. 20).
Фото: wirestock / elements.envato.com 
Когда Али (р.а.) дошел до мечети Куба, где находился Пророк ﷺ, его ноги опухли от долгой дороги, и он не мог идти. Пророк ﷺ позвал его к себе, но, узнав о его состоянии, сам подошёл, обнял его, протёр его ноги руками и сделал дуа. Сообщается, что с тех пор Али (р.а.) больше никогда не испытывал проблем с ногами («Аль-Камиль фит-Тарих» имама Ибн аль-Асира, Бейрут, 1965, т. 2, стр. 7).
После переселения в Медину, в процессе побратимства между мухаджирами и ансарами Али (р.а.) был побратимом Пророка ﷺ (Ибн Хишам, т. 2, стр. 130). Во втором году хиджры он участвовал в битве при Бадре — первом сражении мусульман с многобожниками, находясь в первых рядах. Сообщается, что именно в этом сражении Пророк ﷺ передал Али (р.а.) меч «Зульфикар», который с тех пор остался у него («Аль-Бидая уан-Нихая» имама Ибн Касира, т. 3, стр. 302–303).
В последующие годы Али (р.а.) также принимал активное участие в битве при Ухуде и сражении у рва (битве при Хандаке), демонстрируя выдающиеся успехи рядом с Пророком ﷺ.
Как Медина стала центром духовной жизни
Одним из событий, демонстрирующих любовь и уважение Али (р.а.) к Пророку ﷺ было его поведение во время заключения Худайбийского договора. Когда многобожники возразили против фразы «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (с именем Аллаха, Милостивого и Милосердного) и упоминания «Посланник Аллаха», предложив заменить их на «Бисмика-Аллахумма» (с именем Твоим, о Аллах) и «Мухаммад бин Абдуллах» (Мухаммад сын Абдуллаха), Али (р.а.) отказался выполнять их требование. На просьбу Посланника Аллаха ﷺ исправить текст, он сказал: «Клянусь Аллахом, я не сотру это, о Посланник Аллаха». Тогда Пророк ﷺ попросил указать ему на нужное место и сам удалил фразы, показывая тем самым своё стремление к миру («Тарих» имама ат-Табари, т. 2, стр. 636–637).
Во время завоевания Хайбара Пророк ﷺ взял знамя и сказал: «Завтра я передам это знамя человеку, которого любит Аллах и Его Посланник, и он завоюет эту землю». На следующий день знамя было вручено Али (р.а.) («Ансаб», имама аль-Балазури,, т. 2, стр. 347).
Во время похода на Табук Пророк ﷺ оставил Али (р.а.) управляющим в Медине. Али выразил недовольство, сказав: «О Посланник Аллаха, ты оставляешь меня с женщинами и детьми?». Пророк ﷺ ответил: «Разве ты не доволен тем, что занимаешь по отношению ко мне такое же положение, какое Харун занимал по отношению к Мусе? С той лишь разницей, что после меня пророков не будет» («Тарих аль-Ислам», имама аз-Захаби, изд. Умар Абдуссалам Тадмарт, Бейрут, 1997–1999, (раздел «Магази»), стр. 631–632).
Таким образом, Али (р.а.) был близок к Посланнику Аллаха ﷺ не только родственными узами, но и своей преданностью. Существуют множество других событий, подтверждающих его искренность и верность.
Из книги «Хусейн бин Али» / Серия «Сподвижники»