О связи Творца и его творений: Золотая Орда и поэты, писавшие на тюрки

Фото: OlgaGubskaya/ shutterstock.com

Фото: OlgaGubskaya/ shutterstock.com

Тайны творений и постижение сути всех явлений

В XIV в. в Золотой Орде жило множество поэтов, писавших на тюрки (языке, наиболее близком к современному татарскому). Здесь были созданы такие произведения, как «Кисас ал-анбийа» (Сказания о пророках) Рабгузи (1311), «Хосров и Ширин» Кутба (1341), «Махаббат-намэ» (Книга о любви) Хорезми (1353), «Нахдж ал-фарадис» («Путь в райские сады») Махмуда ал-Булгари (1357), «Джумджума-и султан» Хусама Катиба (1369).

Большинство этих произведений – назиры – подражания произведениям персидских поэтов. Так, «Махаббат-намэ» Хорезми была написана под влиянием «Рух ал-ʻашикин» («Дух влюбленных») и «Мантык ал-ушшак» («Логика страстей») Амира Хосрова (1253-1325); сюжет «Джумджума-и султан» Хусама Катиба заимствован у великого суфия Фарид ад-дина ʻАттара (ум.1220); «Гюлистан бит-тюрки» Сайфа Сараи (1321-1396) – подражание «Гюлистану» Саʻади Ширази (1203-1292).

Кутб, вдохновлённый поэмой Низами, создал свой творческий вариант «Хосрова и Ширин». В его творчестве нашло своеобразное отражение учение известного суфия Ибн ʻАраби (1165-1240) о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд)158.

Рациональное познание, согласно Кутбу, – это лишь первая ступень в познании мира, высшая же ступень заключается в мистическом постижении сути всех явлений, тайны творения и самого Творца.

Исходя из суфийских представлений о связи Творца и его творений, познание собственного духовного мира является единственным путем к познанию Бога. И путеводной нитью на этой ступени познания является взаимная любовь Творца и его творений – универсальный Закон жизни, пронизывающий всё Бытие.

Михраб небес – это Любовь, пойми это…
Любовью жива наша Вселенная.
Не было бы Любви – не было бы и человека,
И если моя душа нашла счастье в Любви – знаю,
Душу отдал земле – получил взамен Любовь.

Три основных персонажа поэмы – Хосров, Ширин и Фархад, символизируют три степени совершенства личности на пути к постижению божественной Истины. Любовь Хосрова к Ширин (в начале поэмы) представляет собой самую низшую ступень любви, где доминирует чувственность (соответствует стремлению к земным благам, удовольствиям).

Любовь Фархада к Ширин абсолютно лишена низменного начала, бескорыстна и жертвенна, это высший тип любви – божественной (соответствует любви суфия, отринувшего всё земное на пути познания Истины).

Любовь Ширин к Хосрову – соединение любви земной и небесной, символизирующая гармонизацию двух планов человеческого бытия – духовного и физического.

15 увлекательных фактов о жизни и наследии Султана Валада

Фото: Aaron Wong Ting Yi/ shutterstock.com

Фото: Aaron Wong Ting Yi/ shutterstock.com

Истоки этой концепции восходят к учению Ибн ʻАраби (1165-1240) о трёх типах любви: низшей – природной, высшей – божественной и промежуточной – духовной.

Сходная идея присутствует и у Джалаладдина Руми (1207-1273), писавшего о трёх типах существ: ангелах, лишённых страстей, животных, живущих инстинктами, и людях, в которых совмещаются духовность и страсти.

Творчество Кутба, продолжившее традиции персоязычной суфийской поэзии Низами, Руми, пронизанное идеями Ибн ʻАраби, свидетельствует о высоком уровне золотоордынской культуры, развивавшейся в тесном контакте с культурой общемусульманской.

Произведение Сайфа Сараи «Гулистан бит-тюрки» также пронизан идеями тасаввуфа. Раздумья поэта о смысле бытия, цели человеческой жизни, взаимоотношениях Творца и мира перемежаются традиционными назиданиями, а также иллюстрируются примерами из разнообразных притч.

Духовный урок: «Змей и змеелов»

Нияз Сабиров "Тасаввуф"

Социальные комментарии Cackle