8 ноября 171 год исполняется со дня рождения известного татарского богослова, политического деятеля и педагога Хасанова Нургали Хасановича. В этой статье расскажем о невероятных событиях из жизни ученого.
Нургали Хасанов родился 8 ноября 1852 года в семье муллы в селе Мурзино Тетюшского уезда (ныне – Апастовский район Республики Татарстан). Род Хасановых происходил от касимовских мурз, которым было пожалована во владение русским царем деревня, благодаря чему она и приобрела свое название.
Начальное образование Нургали получает в школе своего отца. С 6 лет учится в медресе Исхаковых при 4-й Соборной мечети (ныне – Голубая) в Казани. Потом Нургали Хасанов оканчивает высшее мусульманское религиозное медресе «Мир – Араб» в Бухаре и достигает высокой ученой степени. Устазами Нургали являлись демулла (учитель – прим. ред.) Гияседин, демулла Тазетдин и демулла Салахутдин.
12 декабря 1886 года Нургали Хасанов становится имам-хатыйбом мечети первого прихода Буинска и мударрисом Буинского медресе. До последних своих дней он будет возглавлять это учебное заведение.
За годы своей деятельности в медресе, Нургали хазрат прикладывает немало усилий для распространения знаний, укрепления нравственности в медресе, благодаря его стараниям оно становится одним из передовых медресе в регионе.
Татарский богослов Нургали Хасанов: чему могут у него научиться современные мусульмане?
Известно, что Буинское медресе состояло из трех звеньев: начального, среднего и высшего. Здесь преподавали 12 мугаллимов и обучались более 300 учеников не только из Симбирской губернии, а также из Казанской и даже Астраханской губерний. Нургали хазрат любил своих учеников и всячески заботился о них.
За многогранную деятельность Оренбургским магометанским духовным собранием Хасанову присваивается звание ахуна.
Нургали Хасанов много путешествует по стране, совершает долгое путешествие в хадж, во время которого останавливается во многих городах и знакомится с местными учеными.
В 1906 году Нургали хазрат Хасанов приезжает в Стамбул, чтобы отдать своего сына в учительскую школу. Во время своей поездки богослов знакомится с султаном Абдулхамидом II, который являлся халифом – религиозным главой всех мусульман и входит в его близкое окружение.
На протяжении двух месяцев, в том числе и Рамадана, он живет в дворце халифа и сближается с ним. Они вместе совершают разговения и таравих-намазы.
В знак уважения и почтения в ноябре 1906 года султан Абдулхамид II лично награждает Нургали Хасанова орденом Османие I-й степени. Он был удостоин чести увидеть чапан самого пророка Мухаммада ﷺ, который хранился во дворце. Нургали хазрату было подарено 300 золотых лир, его сына устроили в Стамбульский университет, также его вместе с сыном отправили в хадж.
Во время своего пребывания в Турции богослов также знакомится со знаменитыми политиками, религиозными и общественными деятелями.
Свои воспоминания о путешествии в Османскую империю Хасанов заключил в мемуары под названием «Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса о Стамбуле, Бурсе, сюррейском полку и хадже (1906-1907)».
Нургали бин Хасан аль-Буави являлся шейхом суфийского тариката – ишаном, у которого было большое количество последователей.
Известно, что по примеру посланника Аллаха ﷺ богослов Нургали Хасанов носил небольшой серебренный перстень-печатку овальной формы с выгравированной надписью.
Несмотря на разницу в возрасте, Нургали Хасанов близко общался с известным татарским ученым Шигабутдином Марджани. Кроме того, что они были зятьями, между ними было много общего.
Нургали хазрат Хасанов покинул этот мир 19 мая 1919 года. Он похоронен на татарском кладбище в Буинске. Его деятельность продолжили сыновья Гиясетдин (1889-1922) и Ибрагим Хасановы (1895-194?). Остальные дети умерли в разных возрастах от болезней.
Женой богослова была дочь известного религиозного и общественного деятеля Габденасыра Аминова – Ильхаджир Аминова.
Нургали хазрат был искренним мусульманином, усердствовал в поклонениии Аллаху, совершал зикры и сторонился греховного. Несмотря на свой статус, был скромен и не проявлял высокомерия. Много средств богослов тратил на благотворительность, печатание книг и нужды своих учеников.
Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса
В свое время особой популярностью в качестве учебных пособий пользовались его книги по фикху и логике.
Известные работы Хасанова:
1. Буави Нургали. Китабел-ануарел-галия фил асрарелкудсия. – Казань, 1896. (на арабском);
2. Нургали Хасан. Китабел-хидаятер-раббания фи асрарел-шаригател-Исламия. – Казань, 1901 (на арабском);
3. Нургали бин шейх Хасан аль-Казани. Аль-гауатыф альхамидия фиссаяхати нурия. Казань: Братья Каримовы. – 1907. (на арабском);
4. Дамулла Нургали хазрат. Йуз кәвагид фикхия вэ йуз кавагид осулия-далиля вэ мэсэилэл эря иля. Казан: Братья Каримовы. – 1902 (на арабском и татарском языках);
5. Сборник стихов «Джаулан».
В 2022 году издательский дом «Хузур» ДУМ РТ выпустил книгу, посвященную биографии известного мусульманского религиозного деятеля «Мусульманский богослов Нургали Хасанов. Биография».
В этом труде впервые опубликованы сведения о жизни и творчестве татарского богослова, имя, личность и духовное наследие которого в советские годы были незаслуженно забыты. В монографии на основе достоверных источников казанским историком Рашидом Амишовым раскрыты богатое духовное наследие и сведения о личной жизни и судьбе богослова, его взгляды, общественно-политическая и просветительская деятельность, труды и публикации.
Научный труд позволяет на примере жизнеописания этой яркой личности еще более глубоко представить исторические процессы, происходящие в религиозной среде татар Среднего Поволжья конца ХIХ – начала ХХ в.
Самина Рахматуллина