Довольно нелегко складывается семейная жизнь известного религиозного деятеля Шигабутдина Марджани. В 1851 году в возрасте 32 лет он женился на Фатыме – дочери ахуна Казани Габденнасыйра бине Рахманколый. Но скоро она при родах скончалась.
Второй раз женился в 1852 году на Бибинагиме (Нагыма) – дочери Казанского жителя Хусаина бине Юусуфа бине Исмагила бине Апаная.
От этого никаха родились десять детей (Хайренниса, Борханетдин, Марьям (старшая), Марьям (младшая), Фахренниса, Ахмад, Махмуд, Гайша, Салих, Хава).
Прожив с ней почти 19 лет, 1870 году жена также умирает при родах. Третий раз женился 1871 году в возрасте 53-х лет на Бибифатыме (Фатыма) – дочери Казанского купца Хусаина бине Якуба. От нее известны дети Галия, Нагима.
Позднее взял вторую жену Бибизухру (Зухра) – дочь известного имам-мудариса г. Буинска Габденнасыйр ишана Мухаммадамина (ум. 1886 г.). Из детей старший и младший Марьямы, Ахмад, Гайша, Салих, Махмуд умерли при его жизни.
Марджани особо скорбил по потере сына Махмуда, отличавшегося одаренностью, на которого он возлагал большие надежды.
Муфтий Ризаэтдин Фахрутдин личной жизнью был благополучен. В 1885 году в возрасте 26 лет он был женат на Нуржамал – дочери ахуна д. Чубытлы Мензилинского уезда Габдулнасыра Тухфатуллы.
Счастливо прожив 51 год, они воспитали четырех сыновей: Габдрахман, Габдулахат, Габдрашит, Сагид и двух дочерей: Зейнаб и Асьма, являясь примером для своих детей. Таким образом, семьи татарских мулл отличались крепкими супружескими союзами, с большим количеством детей, прочными патриархальными устоями.
Для окружающих они служили наглядным примером того, как должны жить правоверные мусульмане. Свободное время от основной деятельности духвные лица находили время для любимых занятий и увлечений в зависимости от своего воспитания, интеллекта, уровня жизни и возможностей. Они любили общаться, ходить в гости, путешествовать, читать книги, газеты и журналы, увлекались верховой ездой, занимались пчеловодством, садоводством, травничеством и т.п.
В этом смысле Шигабутдин Марджани особенно отличался. Он очень любил путешествовать, собирать старые книги, предметы старины, много читал, коллекционировал и переписывал редкие книги.
Как муллы подбирали невест и женихов для своих детей?
Немало времени уделял сочинению собственных книг, вел дневники, путевые заметки. Помимо обязательных молитв совершал дополнительные: читал Коран, делал молебны (дога кылу) и ежедневно совершал особые вирды (зикры).
Известные имамы Галимджан Баруди, Хасангата Габяши, Габдулла Буби, Хады Атласи также имели большие библиотеки, любили читать и сами много писали.
Библиотека Г.Баруди насчитывало 4288 томов – книг, которую начал собирать еще в середине ХIХ века его покойный отец Мухаметзян Галеев. Хасангата Габяши увлеченно занимался пчеловодством, изучением историии родного края, музыкой, любил лошадей.
Ризаэтдин Фахрутдинов часто устраивал пик ники на природе для своей большой семьи и гостей. Во всех праздничных торжествах прихода муллы и члены их семей были в центре событий, благославляя и давая значимось этим событиям.
Материальный достаток мусульманского духовенства являлся важным фактором в его деятельности. Татарское приходское духовенство, писал в 1909 году Я.Д. Коблов, почти повсеместно жило «зажиточно и богато».
Общий уровень их доходов варьировал в зависимости от размеров прихода, его расположения в городе или на селе, достатка прихожан. Во внешней обстановке и устоях жизни муллы совершенно не было никаких отличий от жизни его прихожан. Следует отметить, что звание муллы не давало никаких граж данских прав и преимуществ.
Сельский мулла был тем же крестьянином, только вследствие посторонних заработков вы делялся из среды сравнительной обеспеченностью. Даже при небольших доходах муллы жили относительно зажиточно.
В быту и хозяйстве многие представители мусульманского духовенства на фоне прихожан выделялись своим благосостоянием. Прежде всего это ярко проявлялись в их жилищных условиях.
Дом муллы обычно располагался в центре поселения, рядом с мечетью, и был построен добротно. Так, в 1885 году, обращая внимание на материальное положение татарского духовенства, чиновник по особым поручениям при саратовском губернаторе Г.М. Кошкин отмечал: «...в домах мулл и азанчей ... видна полная достатка жизнь их: хорошее помещение с клетью, хлевы, сараи и баня – все как у состоятельных татар – с обильным хозяйственным вещевым и живым инвентарем, с наемными работниками ... в противоположность скудости всего этого у прочей массы населения».
Я.Д. Коблов утверждал обратное: «Дом у муллы в деревне выделялся не больше, чем как дом богатого крестьянина. Даже покрой одежды был тот же, что у его прихожан. Убранство дома муллы было все то же, что и у каждого рядового мусульманина: те же нары (сэке), те же подушки и перины, разве только полка с вероучительными книгами составляла отличительную черту обстановки его дома».
"Казанская земля даст нашему миру ещё не одного деятеля, подобного Марджани"
Амишев Р.И.