Как Крымское ханство стало мусульманским?

Этноконфессиональная история Крымского полуострова связана с жизнью и религиозными воззрениями многих народов: тавров, скифов, сарматов, аланов, греков, римлян, византийцев. Через полуостров проходили и частично ассимилировались на его территории готы, гунны, авары, булгары, армяне, хазары, печенеги, кыпчаки и другие этносы.

На крымской земле находились приверженцы языческих культов и монотеистических религий. В период с V по XIV в. доминирующее положение на полуострове занимало христианство. При этом на протяжении VIII–XII вв. на территорию Крыма благодаря мусульманским купцам и миссионерам из Средней Азии, Ирака и Малой Азии проникал ислам.

Процесс исламизации народов Крыма принял более действенные формы в XIII в. По сообщению персидского историка, хрониста Конийского султаната Насира-ад-дин-Яхьи-ибн-Мухаммада, известного как Ибн Биби (умер в 1272 г.), в период правления сельджукского правителя Румского султаната Ала-ад-Дина Кей-Кубада (1220–1237) его войска под руководством эмира  Хусам-ад-Дина Чобана совершили поход на Судак, заняли его и создали здесь один из первых на территории полуострова мусульманских духовных центров: в городе была построена мечеть, при ней закреплен небольшой штат мусульманского духовенства 1.

Казанское ханство: истоки и падение

Однако сельджукские войска вскоре после завоевания были вынуждены оставить Судак, и его жители вернулись к прежней вере. Временное обращение жителей Судака в ислам, осуществляемое в течение сельджукского завоевания города, значимых последствий для его дальнейшей конфессиональной истории не имело 2

Дальнейшее распространение ислама на полуострове связано с золотоордынским периодом истории. К середине XIII в. крымские степи были заняты разноплеменными тюркоязычными народами и вошли в состав Золотой Орды. Во главе Крымского улуса стоял наместник Великого хана. Столицей Крымского улуса стал построенный золотоордынцами в долине реки Чурук-Су город Крым (Солхат, Старый Крым), название которого постепенно перешло на весь полуостров.

Крупным центром мусульманской культуры в Крымском улусе стал Солхат, возникновение которого, по мнению М. Г. Крамаровского, можно отнести к 40–60 м гг. XIII в. Город изначально развивался в рамках трех общин  – христианской, исламской и караимско-раббанитской. Но только исламская община вырастала в тесном взаимодействии и в прямом контакте с Сараем, следуя за развитием религиозной и политической жизни правящих домов Батуидов и их близкого окружения.

Мусульманская община состояла из новообращенных тюрок (половцев, кыпчаков), переселенцев из Средней и сельджуков Малой Азии, основного населения исламского Солхата. Вплоть до конца XIV в. тонкую прослойку в ней составляли представители родо-племенной аристократии из кыйатов и найманов 3.

Среднеазиатское направление распространения ислама в Крыму получило дополнительный импульс при хане Берке (1209–1266 гг.), который первым из джучидских ханов принял ислам. Сведения об этом приводятся в труде турецкого путешественника XVII в. Эвлии Челеби (1611–1682), почти 50 лет своей жизни проведшего в странствиях. Дорожные впечатления были объединены им в фундаментальное произведение под названием «Сейахатнаме», или «Книга путешествий» 4.

Побывавший в Крыму и сопредельных владениях в 1666–1667 гг. Эвлия Челеби познакомился с исторической хроникой Тохта Бая, в которой сообщалось, что хан Берке, одним из первых в Орде принявший ислам, получил от Чингисхана ярлык на правление в Крымском улусе и построил в Крыму города Эски Сала и Эски Юрт (в предместье Бахчисарая), сохранившие многие мусульманские святыни.

Автор приводит рассказ о том, что, вернувшись из победоносных походов в Среднюю Азию, Берке привел с собой и поселил в Крыму 1800 улемов, шейхов и святых отшельников 5. По описанию Эвлии Челеби, в Эски Юрте был расположен зиярет хана Берке 6

Другим мусульманским центром, оказывавшим влияние на Крымский улус, стал мамлюкский Египет, с правителями которого хан Берке вступил в союз против ильхана Ирана Хулагу. По сообщению Рукна эд-Дина Бейбарса аль-Мансури аль-Масри, султан Бейбарс в 1263 г. отправил официальное посольство в Золотую Орду к хану Берке, передав в подарок ценные реликвии – «священную книгу мусульман, написанную, как говорят, самим халифом Османом, сыном Аффана» 7.

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

_____________________

1. Мелиоранский П. Сельджук-намэ, как источник для истории Византии в XII и XIII вв. // Византийский Временник. Т. I. СПб., 1894. С. 613–640; Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII в. СПб., 1887. С. 10; Якубовский А. Рассказ Ибн-ал-Биби о походе малоазийских турок на Судак, половцев и русских в начале XIII в. // Византийский Временник. 1928. Т. XXV. С. 54–76.; О дискуссии по поводу датировки похода см.: Мыц В.Л. К датировке похода эмира Хусам-ад-дина Чобана на Судак // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1999. Вып. 30. С. 176–186.

2. Айбабина Е.А., Антипенко А.В., Ломакин Д.А., Сейдалиев Э.И., Сейдалиева Д.Э., Спивак И.А. Распространение ислама в юго-восточном Крыму в золотоордынский период: комплексный подход // Боспорские исследования. 2021. № 43. С. 190.

3. Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII–XIV столетиях (анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 55–87.

4.Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области: извлечение из сочинения турецкого путешественника XVII века / пер. и коммент. Е.В. Бахревского. Симферополь, 2017. 311 с.

5. Там же. С. 231–234.

6.  Там же. С. 123.

7.  Рукн эд-Дин Бейбарс аль-Мансури аль-Масри. Сливки размышления по части летописания хиждры // Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. СПб., 1884. С. 100.

Социальные комментарии Cackle