Великий путешественник Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ат-Танджи оставивший свой глубокий след в истории под именитым псевдонимом «Ибн Баттута» родился в феврале 1304 года в городе Танжер (Марокко). Его отец принадлежал к знатному берберскому роду и был казыем Танжера. Начальное образование он получил от своего отца, который хотел увидеть сына своим приемником. Но судьба распорядилась иначе, и в 22 года Ибн Баттута впервые покинул отчий дом отправившись в хадж. Однако его путь до Мекки оказался куда длиннее обычного. С караваном он прошел Северную Африку, через страны где сегодня расположился современный Алжир, а затем на два месяца остановился в Тунисе.
Найдя себе невесту в городе Сфакс (Тунис) Ибн Батутта женился. Однако уже ранней весной 1326 года преодолев 35 000 км Ибн Баттута оказался в Александрии. Оттуда, пылающий страстью к путешествиям, юноша отправился в Иерусалим, Дамаск и, наконец, Мекку. В Дамаске, прослушав лекции известных мусульманских богословов, получил право преподавать хадисы другим. Совершив хадж, Ибн Баттута двинулся дальше, побывав в Тебризе, Басре, Багдаде. Кстати в Багдаде он удостоился аудиенции правителя Абу Саида. Побывав в Ширазе и прослушав лекции ученых он был признан знатоком двух мазхабов - маликитского и шафиитского, но несмотря на светлые перспективы в этом городе, он возвращается в Мекку, где занимается правовыми вопросами. Но уже в 1330 году переплыв через Красное море Ибн Баттута оказался в Йемене, а оттуда направился в Африку в Сомали, посетив Магадишо, главный город берберов. Он в подробности описал город, находившийся в то время в зените славы, султана и обычаи, царящие при его дворе. После чего прошел Кению и Оман, впечатлившись черным цветом кожи местного населения. Для возвращения в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйдя в Персидский залив, пересечь Аравийский полуостров.
Дальнейшим этапом его странствий была Малая Азия. Он отправился в путь зимой 1332 года. Первым пунктом его странствия оказался порт Алайа. Оттуда он отправился в города Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги. А уже к концу 1333 года Ибн Баттута был в городе Синоп, расположенном на побережье Черного моря. Он своими глазами мог лицезреть как укреплялось государства Османов, которая спустя время превратится в огромную империю. Прибыв в Крым он стал свидетелем эпохи правления Узбек хана, при котором Ислам стал государственной религией всей Золотой Орды. Побывав в Кафе, Солхате и Азове Ибн Баттута был принят Узбек ханом с большим почетом в собственной ставке. Относительно того сумел ли побывать Ибн Баттута в землях Волжской Булгарии в среде ученых нет единого мнения, но тем не менее, не зависимо был ли он сам или позаимствовал у других, Ибн Баттута описал жизнь в этом регионе. Далее вместе со свитой хана он посещает Хаджи-Тархан ( Астрахань), Откуда сопровождая одну из жён хана Баялун-хатун, являвшейся дочерью византийского императора Андроника III, прибывает в Константинополь на один месяц и шесть дней. После он отправляется в Сарай-Берке, откуда в декабре 1334 столицы Золотой Орды вместе с караваном отправляется в Среднюю Азию.
Здесь в Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, а по пути из Бухары в Самарканд он побывал в ставке чагатайского хана Тармаширина. Посетив Хорезм, Ургенч, Бухару и Самарканд, Ибн Баттута оказывается в Афганистане, а затем в Иране и Индии. В Дели он был взят на государственную службу к султану Мухаммеду Туглаку. Прожил в Индии восемь лет, он успел побывать кадыем и факихом. В 1342 году он отправился в Китай в качестве посла. Пережив не мало приключений Ибн Баттута посетил целый ряд неизведанных земель – Цейлон, Мальдивы, Яву, Суматру.
Затем наконец он решает вернутся в Марокко.
В 1350 году пробыв несколько дней в родном Танжере, Ибн Батутта отправился в путешествие в Андалусию. Вернувшись из Андалусии, он решил проехаться по родной стране Марокко, которую, как ни странно, он не исследовал до сих пор.
В 1352 году Ибн Баттута отправившись в Африку пересекает Сахару. Вопреки всем сложностям ему удалось достичь Мали, а затем и добрался до реки Нигер. Ибн Баттута достиг малийского города Тимбукту и сумел побывать при дворе Сулеймана.
В 1354 году Ибн Баттута, прибыв в Фес, где правил султан Абу Инан, который впечатленный рассказами путешественника приказывает придворному историку Ибн Джузайу ал-Калби оформить их в виде книги.
Последние годы Ибн Баттута провел в должности кадый в Марокко, где и скончался в конце 60-х годов 14 столетия.
За 28 лет странствий Ибн Баттута смог преодолеть 120 700 км, что порой не под силу даже многим современным путешественникам. Но главной его заслугой несомненно являются его воспоминания и заметки о всех его странствиях, которые служат ценнейшим историко-культурным источником. Он был простым и скромным путешественником, умевшим радоваться жизни, огорчаться и удивляться. Он отправился в далекий путь в поисках Его довольства, но смог достичь небывалых высот и славы, сумев затмить своим блеском иных первооткрывателей и занять достойное место на небосводе науки.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.