К началу VIII столетия, границы ислама заметно расшились и уже достигли Пиренейского полуострова.
Несомненно, по мере расширения своих территорий, мусульмане должны были изучать и понимать географические, экономические, социальные, этнические и исторические особенности новых земель и народов, обитавших на них.
Необходимость этого осознавали и мусульманские правители.
Все это порождало потребность в собственных специалистах в области географии и истории. Арабский историк, географ и путешественник Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди как раз был из числа таковых ученых.
Из-за своего происхождения из рода Абдуллы бин Масуда (р.а.), близкого сподвижника Посланника Аллаха ﷺ, этот ученый был больше известен как аль – Масуди. Детство и юность аль-Масуди прошло в Багдаде, городе в котором он родился в 896 году.
В силу своего характера он был не из числа тех, кто останавливается на достигнутом, и довольствуется лишь теми знаниями, которые имеет. Его всегда тянуло к новым горизонтам. Поэтому в поиске новых знаний аль-Масуди путешествовал по многим мусульманским странам, а порой выбирался и за их пределы.
Так, начав свое путешествие отправившись в древний город Истахр, расположенный в Иране, он посетил множество городов, центров и стран, в числе которых Индия, Аравия, Сирия, Египет, Армения, Хазария, Египет.
Некоторые исследователи предполагают, что аль-Масуди также мог посетить Китай, Занзибар, острова Шри-Ланка и даже Мадагаскар. Аль-Масуди также упоминает в своих работах Древнерусское государство и Хазарию, а его работы являются важным историческим источником по истории этих стран.
Одним из главных его произведений был тридцати томный труд «Известия времени» («Ахбар-аз-заман») утраченный со временем, также, как и приложение к нему под названием «Китаб аль-аусат» то есть, «Средняя книга». Уцелело лишь сокращённое изложение «Известий времени» которое именуется как «Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир», то есть «Золотые копи и россыпи самоцветов» состоящая из ста тридцати двух разделов.
Начиная с сотворения мира в своем труде Аль-Масуди трактует об общественной жизни и нравах древних народов Индии, Эллады и Рима, попутно пересказывая систему Птолемея, рассуждая о климате, календарях и величайших храмах. Вместе с событиями политической жизни он рассматривает социально-экономические и религиозные вопросы, причём не только исламские, но и те, которые касаются индуизма, зороастризма, иудаизма и христианства. Также аль-Масуди сообщает о граничащем с Византией государстве славян.
Аль-Масуди, изучивший довольно много различных источников, принадлежавших перу ученых разных времен и народов, верил, что совершенству нет предела, и что их достижения можно превзойти путем новых исследований и открытий.
Он проявлял живой интерес и к немусульманским странам, стремясь получить сведения о культуре, истории и вероисповедании народов, населявших эти страны, из первоисточника.
Аль-Масуди известен миру как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заслужив при этом прозвище «арабского Геродота».
Труды Аль-Масуди содержат не только географические сведения, но и описания различных народов, в числе которых древние греки, римляне, византийцы, жители Индии, Китая, тюрки, персы, славяне, а также повествуют об истории арабов доисламского периода. Путешествуя по странам, Аль-Масуди, изучал традиции, поверья, религию, культуру, предания, одежду, кухню, обыденный и праздный быт народов, населявших эти земли.
Знаменитый ученый Ибн Халдун, отмечая незаурядные способности Абуль-Хасан Али Аль-Масуди, назвал его «имамом», то есть главой, всех историков. Путешествовавший, как по суше, так и по морю, Аль Масуди, собирал сведения из рассказов торговцев, моряков, государственных чиновников, странствующих проповедников и путешественников, которые в последствии находили отражение в его трудах.
Аль-Масуди считал, что географические условия, в том числе климат, наличие гор, моря, водоемов, низменностей, возвышенностей и прочего, заметно влияют не только на растительный и животные миры, но и особенности развития человеческого сообщества.
Аль-Масуди был автором нескольких десятков трудов, касавшихся различных отраслей знаний: географии, истории, философии, астрономии, мусульманскому богословию, права, истории мазхабов, которые, к сожалению, почти все были утрачены.
После многих лет странствий этот выдающийся исследователь обосновался в Дамаске, но уже через два года перебрался в Фустат, расположенный недалеко от Каира, где и скончался в 956 году.
10 причин, почему мусульмане должны путешествовать
Ислам Амиров