«Один человек спросил Пророка, кто из его ближайших родственников имеет самые большие права на него. Пророк ответил: твоя мама. Человек спросил: а кто ещё? Пророк ответил: твоя мама. И вновь человек спросил: а кто потом? И вновь Пророк ответил: твоя мама. Но кто всё-таки потом, спросил человек. И лишь на четвертый раз, Пророк ответил: а вот теперь, твой отец».
Пожалуй, не найдётся такого человека, который бы оспаривал вклад женщины в развитие Ислама, совершенствовании нравственных качеств всей нации, воспитании детей правильно, в духе собственной религии.
Биография мусульманской женщины – это образец поведения, который является ярким примером для сегодняшних девушек по всему миру. Мусульманок всегда отличала от окружающих глубокая вера, мудрость, порядочность, преданность идеалам Ислама.
Мы продолжаем знакомить вас, наши дорогие читатели, с биографией мусульманок, которые всю свою жизнь положили не только на воспитание достойного потомства, но и на распространение Ислама. Сегодня мы хотим поговорить о женщинах, которые оставили след как мусульманские учёные. Здесь в первую очередь нужно будет сказать об Аише (мир ей).
Аиша (мир ей) была знаменита своей эрудицией и остроумием. Согласно преданию, Пророк (мир ему и благословение) советовал своим сподвижникам взять «половину религии» именно от Аиши, в знак признания её образованности и осведомленности в вопросах шариата. После его смерти она провела остаток своей жизни, передавая высказывания мужа (хадисы) и комментируя Коран.
Авторитетные высказывания Аиши (мир ей) стояли у истоков значительной части установлений исламского права. Таких умных, активных и благочестивых женщин, как Аиша (мир ей), было много, особенно в ранний период Ислама.
Хаджар – вторая жена пророка Ибрахима (мир ему). Когда Аллах приказал Ибрахиму (мир ему) оставить свою вторую супругу с маленьким сыном в безлюдной пустыне, пророк очень переживал. Хаджар, видя печаль мужа, сказала ему: «Бог же тебе это приказал! Значит, мы не потеряемся, Он нас не оставит!»
Когда же Хаджар осталась одна с маленьким сыном в пустыне, она начала бегать по горам в поиске воды или людей. Именно с этим связаны наши действия во время хаджа – 7 раз пробежать от горы Марва к Сафе. Мы повторяем своими ногами следы это великой женщины.
Другое действие нашего паломничества связано с ещё одной историей. Когда Ибрахим (мир ему) хотел по приказанию Всевышнего принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему), они с женой очень переживали, что могут лишиться своего отпрыска.
В этот момент шайтан стал пытаться сломить веру Хаджар, он подходил к ней и говорил: «Это же твой сын, ты его очень любишь, зачем его убивать по приказу Господа?» Но Хаджар была очень верующей и не поддалась козням иблиса. Она начала его закидывать камнями.
Аллах же не хотел смерти их сына, просто наш Всевышний хотел испытать семью пророка на веру. Так Он запретил убивать Исмаила (мир ему) и сказал, что надо приносить в жертву только животных. Таким образом появился праздник Ид аль-атха (Курбан байрам). А мы в память о прекрасной вере Хаджар в хадже так же кидаем камни.
Нельзя не упомянуть и о такой личности, как Умм Амара (Насиба бинт Кааб). Она входила в число видных сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и он высоко оценил её заслуги. Она стремилась к справедливости и получению знаний.
Многие важнейшие события, такие, как начало пророческой миссии, были переданы женщинами. Важнейший хадис о необходимости наличия омовения, как условия действительности любой молитвы, был передан со слов Рабийи бинт Муавиз бинт Афра, одной из известнейших передатчиц хадисов. Вся её семья погибла во время битвы при Ухуде.
Переданные ею хадисы встречаются в сборниках аль-Бухари, Муслима, ибн Маджа и других.
Многие мусульмане ходили к ней учиться, несмотря на то, что в то время в Мадине жили Абу Бакр, Умар и Усман, Али, Муад ибн Джабаль и Абдулла ибн Масуд (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако именное её считали экспертом в области знаний об омовении. Среди её учеников был Абдулла ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом), известный учёный того времени, толкователь Корана и член семьи пророка (мир ему и благословение).
В одном из известных хадисов пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит, что получение знаний является одинаково обязательным как для мужчин, так и для женщин. В результате, исламская община обогатилась именами женщин-учёных. Учителями знаменитого имама аш-Шафии, крупнейшего ученого-правоведа, основателя шафиитского мазхаба, были женщины.
Амра бинт Абдульрахман была среди величайших женщин, достигших успеха в поколении табиинов (поколении, следовавшем после сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение)). Она была факихом (учёным-правоведом) и мухаддисом (хадисоведом).
Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил: «Если вы хотите изучить хадисы, идите к Амре». Имам Зухри, которому доверили составление первого сборника хадисов, часто повторял: «Идите к Амре, она – основной источник хадисов».
Однажды судья занимался делом христианина, который что-то своровал. Судья приказал отрубить этому человеку руку. Когда решение судьи дошло до Амры бинт Абдуррахман, она немедленно отправила одного из своих студентов к судье и передала ему, что вор своровал нечто меньшее по стоимости одного динара, так что не следует этого человека лишать руки. Судья прислушался к Амре, и христианин был признан невиновным и освобожден, избежав наказания.
Судья даже не спросил Амру, на чем основано её решение, потому что её авторитет был для него вне сомнения; он не поинтересовался мнением других учёных, которые проживали в то время в Мадине, например, Саида ибн аль-Мусайиба. Этот случай приводится в книге имама Малика «Муатта», причем сам великий имам разделяет такую позицию.
В начале VIII-го века по Хиджре имя хадисоведа Фатимы бинт Ибрахим ибн Джаухар было широко известно. Именно под её руководством имамы Джахаби и аль-Субки полностью изучили сборник хадисов аль-Бухари. В то время она была настолько популярна, что, как только студенты отделения хадисоведения узнали, что, направляясь в хадж, она достигла Медины, то обратились к ней с просьбой преподавать им в мечети пророка (мир ему и благословение).
Ибн Рушайд аль-Субки, приехав из Маракеша, так описал один из её уроков: «Фатима бинт Ибрахим ибн Джаухар сидела перед могилой пророка Мухаммада салаллаху алейхи ва саллям, слегка прислоняясь к ней, так как была в преклонном возрасте. Она закончила, подписав бумагу о распространении её рассказов (иджаза), особенно тех хадисов, которые были переданы в присутствии каждого из студентов».
Крупный учёный-правовед XV века, Ибн Хаджар, с благодарностью писал о целом ряде своих женщин-преподавателей, уроки которых он посещал. Ученик Ибн Хаджара аль-Сахлави написал энциклопедию, в которой собрал биографии известных учёных в период мамлюков.
В этом труде аль-Сахлави целый том выделил учёным-женщинам. Среди 1075 женщин, упоминаемых в этой работе, более 400 были активны в науке.
«Существует очень большое количество хадисов, переданных мужчинами, которые не достоверны. Однако в истории ислама нет ни одной женщины, которую обвинили бы в слабости (хадиса) или недостоверности её слов». (имам Джахаби)
Ильмира Гафиятуллина