Традиционный бедуинский платок белого цвета в черную клетку, который называют «куфия», является одним из наиболее узнаваемых символов Палестины. Это не только кусок ткани, который защищает от холода зимой и от палящего солнца летом, но и олицетворение палестинской национальной борьбы против израильской оккупации и часть культурного наследия, история которой уходит вглубь истории.
С начала октября текущего года между палестинской молодежью и израильской полицией возобновились столкновения в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Традиционно, головы протестующих покрыты куфией в подтверждение того, что национальное движение за освобождение оккупированных земель продолжается.
На волне нового обострения палестино-израильского противостояния, увеличилось ношение куфии не только среди молодежи во время митингов и стычек с сионистскими солдатами, но и среди широких слоев населения как части повседневной одежды. Часто, на свадьбах молодые люди используют ее как национальный элемент в праздничном костюме.
Головной платок имеет аравийское происхождение и распространен повсеместно в арабских странах. Поэтому кроме бело-черной клетчатой куфии существуют образцы зеленого, красного, желтого и других цветов с различными орнаментами. Однако изображение черного клетчатого узора на белой ткани закрепилось именно за Палестиной.
На выставках палестинского культурного наследия рядом с прочими экспонатами непременно присутствуют исторические и современные разновидности традиционного платка. Изначально куфию носили крестьяне во время сельскохозяйственных работ, затем она приобрела политическое звучание и даже подвергалась «преследованиям».
К середине 1930-х гг. поощряемая британскими колониальными властями иммиграция евреев в Палестину привела к росту арабского национализма. В 1936 г. началось Арабское восстание, во время которого повстанцы впервые стали целенаправленно надевать куфию как символ палестинской борьбы против британских мандатных властей.
Кроме того, во время столкновений с колониальными войсками и еврейскими военными формированиями палестинские патриоты скрывали свои лица платком во избежание арестов и доносов. Впоследствии это привело к тому, что британская администрация начала задерживать всех, кто носил куфию.
Позже ношением бедуинского платка прославился палестинский лидер Ясир Арафат, который не расставался с ним ни на одном публичном мероприятии. Именно благодаря Арафату с 1965 г. куфия получила новую волну популярности среди местного населения и стала известна во всем мире под названием «арафатка».
Однако во время первой интифады (1987-1993 гг.) те, кто надевал куфию и поднимал палестинский флаг, подвергался большой опасности. Тогда этот безобидный знак национальной принадлежности действовал как красная тряпка для быка – сигналом тревоги для сионистской полиции.
Настоящий интерес среди молодежи к ношению куфии появился во время интифады Аль-Аксы (2000-2005 гг.). Тогда многие международные арабские журналисты, облачившись в клетчатые платки, начали в вести прямые репортажи и документальные передачи на фоне насилия, совершаемого израильтянами и на палестинских территориях.
Куфия также стала символом международной солидарности с палестинским народом. В разных странах мира традиционный платок надевают демонстранты на митингах, проводимых в поддержку палестинских арабов и в осуждение сионистской политики террора.
Лейсан Тимергалиева