Кто такие сахабы? (асхабы)
Сахабы или Сподвижники Посланника Аллаха (с.а.в.), вне сомнения, являются самыми лучшими людьми уммы. А Коран утверждает, что умма Мухаммада (с.а.в.) является самой лучшей уммой среди других: «Вы были лучшими из людей [ведь главными присущими вам характеристиками были следующие три]: (1) повелевали совершать благое [начиная с самих себя, побуждали к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным (ма‘руф)]; (2) запрещали скверное [удалялись сами и старались удалять других от того, что чуждо человеческой природе, что вступает в противоречие с моралью и нравственностью (мункяр)]; (3) уверовали в Аллаха . Если бы люди Писания (иудеи и христиане) уверовали [в Аллаха и последовали бы за пророком Мухаммадом], то это для них было бы лучшим. Среди них есть верующие, но большая их часть – грешники». (Семейство Имрана, 3/110)
Согласно риваятам, Умар ибн Аль-Хаттаб (р.а.), будучи халифом, однажды разъяснил данный аят следующим образом: «Если бы Всевышний Аллах пожелал, то в аяте вместо слова كُنْتُمْ (вы были) использовал бы أَنْتُمْ (вы являетесь) и вся умма бы вошла в рамки данного аята. Однако из слова كُنْتُمْ (вы были) ясно, что в аяте подразумеваются лишь сахабы (сподвижники Пророка). Поэтому, кто станет похожим на них, своими действиями уподобится им, тот станет избранным среди людей, достигнет чести быть наилучшими из людей»[1].
В другом риваяте сказано: однажды Умар (р.а.) во время хаджа заметил в действиях людей некоторые отклонения и прочитал им вышеописанный аят, после чего сказал: «О люди, если вам интересно стать одними из уммы, описанной в аяте, то выполняйте необходимые для этого условия Аллаха»[2]. Таким образом, он посоветовал людям как в повелении совершать благое, так и в запрете предосудительного, во всех случаях, следовать примеру сподвижников Пророка (с.а.в.).
«Поистине Аллах посмотрел в сердца своих рабов и выбрал Мухаммада (с.а.в.), ниспослав его с пророческой миссией, и выбрал Он его по знанию Своему. После, посмотрел Он в сердца людей и выбрал для своего Посланника сподвижников, сделав их помощниками в деле религии и советниками Пророка (с.а.в.). Поэтому, что эти верующие считают хорошим, то является хорошим, а что они считают плохим - то и Аллах считает плохим»[3].
Один из выдающихся сподвижников Абдуллах ибн Умар описывает сахабов следующим образом: «Пусть желающие идти по верному пути идут по пути тех, кто уже покинул этот мир - и это сподвижники Мухаммада (с.а.в.), которые были лучшими людьми этой уммы. Сердца их были самые чистые, знания самые глубокие, и меньше всего в них было показухи. Это люди, которых сам Аллах выбрал в качестве спутников Своему Пророку (с.а.в.) и которым передал свою религию. И посему, старайтесь уподобиться им по нравственности и по методу, ибо они были сподвижниками Мухаммада (с.а.в.) и клянусь Аллахом, Господом Каабы, они были на правильном пути!»[4]
Один из самых ближайших соратников Посланника Аллаха (с.а.в.) Абдуллах ибн Масуд, которому позволяли приходить в гости к Пророку без приглашения, обращаясь к табиинам[5] дал следующий наказ: «Вы можете больше держать пост, больше молиться и больше проявлять усердия в делах религии чем сахабы Посланника Аллаха (с.а.в.). Однако они все равно останутся лучше вас». Его спросили: «Почему же, о, Абу Абдуррахман?» На что он ответил: «Они были более аскетичными в мирских делах и более старательны в делах ахирата[6]»[7]. В те дни у кого из ученых не спрашивали бы, все давали одинаковый ответ. Все указывали на могилы Посланника Аллаха (с.а.в.), Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.)»[8].
Однажды, совершив утренний намаз хазрат Али (р.а.) повернулся направо и остановился, будто бы опечаленный чем-то. И когда солнце поднялось над стеной мечети высотой на одно копье, он прочитал намаз в два ракаата, затем указав своей рукой (на людей в мечети) сказал: «Клянусь Аллахом, мне приходилось видеть сподвижников Мухаммада (с.а.в.), но сегодня я не вижу в этих ничего похожего на них. Они (сподвижники) встречали утро бледными, изможденными, с кругами под глазами цвета козьих коленей, ночи напролет проводя в земных поклонах и стояниях (в молитве), читая Книгу Аллаха и находясь то в поклонах, то стоя на ногах. И когда наступало утро, они поминали Аллаха, при этом качались так, как деревья в ветреный день. Их глаза (словно дождь) проливали слезы и их одежды облагораживались ими. И, клянусь Аллахом, мне кажется, что вот этот народ (присутствующий в мечети) проснулся в праздном неведении». Сказав эти слова, хазрат Али (р.а.) встал и ушел. И после этого никто не видел, чтобы он смеялся до тех пор, пока не пал мучеником от рук врага Аллаха Ибн Мулджама[9].
[1] Кянз-уль-Уммал, 4289
[2] Кянз-уль-Уммал, 4293
[3] Хильят уль-Аулия, 1/375; Кянз-уль-Уммал, 35590
[4] Хильят уль-Аулия, 1/305-306
[5] Табиины – поколение, следующее за сподвижниками Пророка (с.а.в.)
[6] Ахират – потусторонний мир, жизнь после смерти
[7] Хильят уль-Аулия, 1/136
[8] Хильят уль-Аулия, 1/307
[9] Ибн Кясир, аль-Бидая, 8/6; Кянз-уль-Уммал, 44222