Фото: Sergei Afanasev / Shutterstock.com.
Ислам утвердился в Нижнем Поволжье в XIV в. Традиционно принятие этой религии связывается с именем хана Узбека. Основная часть мусульман в Нижнем Поволжье исповедовала ислам суннитского толка, однако, возможно, встречались и шииты (может быть, ногаи, обращенные проповедниками из сефевидского Ирана). Так, голландец Я. Я. Стрейс в 70-е гг. XVII в. писал, что ногаи – «мухаммедане на персидский лад».
Действительно, некоторые алидские симпатии, свойственные шиитам, можно найти в источниках, связанных с Астраханью. В «Зафер-наме-йи вилайет-и Казан» Хаджитархани встречаются, например, такие строки: «Муж мужей есть Али, самый острый из сабель есть Зульфикар».
Шиизм был распространен и в городах Золотой Орды. В целом для Астраханского ханства, вероятно, была характерна ситуация, свойственная Золотой Орде в более ранний период: сам город был оплотом ислама в государстве, а степь и вообще окрестности города были исламизированы очень слабо.
Как ислам завоевывал Сибирское ханство?
Знакомы были в Хаджи-Тархане и с суфизмом. Наиболее распространен, вероятно, как и в Казани, был тарикат накшбандийа, но было известно и братство кубравийа и йасавийа. Так же, как и в Средней Азии, Крыму и Казани, существовали шейхи (или ишаны) – особо почитаемые и уважаемые лица, религиозные авторитеты, руководители духовных братств. Один из районов города до сих пор носит название Мошаик, искаженное Машаих (форма арабского множественного числа от слова «шейх»).
По сведениям Эвлии Челеби, часть населения, живущего в окрестностях Астрахани, «приобщил к исламу Мехмед Бехари Салтык-бай, или иначе Сары Салтык-султан». Салтук – очень известный суфийский шейх XIII в., деятельность которого связана в основном с Крымом и Добруджей.
Его называл своим наставником турецкий поэт-суфий Юнус Эмре (1240–1320). Трехтомное сочинение «Салтук-наме», составленное на основе устных материалов Абу-л-Хайром Руми в Эдирне в 1473–1480 гг. по просьбе османского султана Джема, сообщает несколько эпизодов, связанных с городом Хаджи-Тарханом, а также Крымом.
Сары Салтук из царства Ширвана через Дербент прибывает в Астрахань и, выполнив свою миссию, уходит к ногаям. По сведениям Эвлии Челеби, Салтук был дервишем Ахмада Йасави. Хаджи Бекташ отправил его с 70 дервишами в страны «Москов, Лех, Чех, Добруджу».
Фото: shushonok / Shutterstock.com.
В окрестностях современной Астрахани, по преданиям, находится довольно много могил мусульманских святых. Будто бы там похоронен Хаджи Габдель-Рахим Хазрат (Тэкли-баба), прадед Едигея. В середине XIX в. П. Небольсин отмечал, что татарские «мазарки» (кладбища) были в пределах современного Кремля Астрахани.
По преданиям, на территории Кремля находилась гробница Кара-Даута, могила Чуранты-баба; в районе Татар-базара захоронение Утямиш-баба. Эвлия Челеби также упоминает об огромном количестве почитаемых святых в городе: «…здесь погребено несколько сот тысяч великих потомков пророка и мужей щедрых. Вот имена великих мужей, могилы коих мы посетили. Мы посетили Бури-бая, Таймаз-хана...».
В своем описании предместья Бахчисарая Эски-Юрта Эвлия упоминает о гробнице некоего Тамурас-хана, сына Чингисхана, который стал мусульманином «раньше отца». Его мусульманское имя – Абу Сайд. Он якобы по семь лет правил в разных городах и областях Дешт-и-Кипчака (Казани, «Идель-Сарае», Крыму), в том числе и в «Аджерхане» (т. е. Астрахани), а похоронен был в Крыму.
Сведений об исламе в Астраханском ханстве сохранилось довольно мало, в основном они относятся к середине XVI в. О мусульманских институтах в ханстве можно узнать из русских летописей. Так, в сохранившемся летописном сообщении об интронизации хана Дербыша-Али на астраханский престол в 1554. перечислены некоторые важные группы мусульманского духовенства ханства (сеиды, муллы и абызы) и сообщено о присяге на Коране.
Структура мусульманского духовенства ханства еще более детально раскрывается в летописном известии, относящемся к 1557 г.: сеиды (сеиты), муллы (моллы, молълы), хаджии (азеи, хаджыи), шейхи (шихы), шейхзаде (шихзады), хафизы (афызы).
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина