Все знают, что Советский Союз был второй страной, признавшей Израиль. Но далеко не все знают, что «путевку в жизнь» современному королевству Саудовская Аравия также «выписал» СССР. Возникает вопрос, что общего было у саудовских ваххабитов и борцов за мировую революцию?
На самом деле общей была обстановка после окончания Первой мировой войны. Именно после нее на карте мира появились и СССР и Саудовская Аравия как результат распада империй –Российской и Османской. Вопрос налаживания дипломатических связей стоял остро и для той и для другой страны. Важным фактором было и присутствие колониальных держав, в первую очередь –Великобритании в ближневосточном регионе. СССР продолжал геополитическое соперничество с Англией за зоны влияния, длившееся еще со времен царской России. Король Сауд хотел освободиться от британской колониальной «опеки». Нельзя сбрасывать со счетов и идеологический фактор. Для укрепления позиций на Ближнем Востоке СССР нужен был тот партнер, который бы боролся против империализма и колониализма на своей территории. Из Москвы действия Сауда, противостоявшего Великобритании, виделись как прогрессивные и объективно способствующие антиимпериалистической борьбе народов Ближнего Востока. Саудовская Аравия также нуждалась в международном признании и расширении поля для политических маневров. Таким образом ибн Сауд хотел ослабить давление на него Великобритании и получить столь нужную ему передышку для укрепления собственной власти.
По мнению советских теоретиков коммунизма Саудовская Аравия являлась страной,которая, при сохраняющихся родо-племенных отношениях не достигла необходимого для совершения революции уровня развития производительных сил. В связи с этим «племенные патриархально-феодальные элементы», ведущие борьбу против колониалистов играли прогрессивную роль, и им надо было оказывать всестороннюю поддержку.
Вместе с тем они отмечали, что «доктрина ваххабизма…является орудием политической централизации Аравии».
У коммунистического руководства СССР имелись определенные виды на то, чтобы сделать из Ибн Сауда «мусульманского героя», способного возглавить борьбу против Англии. Для этого ему нужно было «добавить» религиозного авторитета. Этим целям послужил всемирный мусульманский конгресс,проведенный в июне 1924 года, в котором приняла участие представительная делегация из СССР во главе с муфтием Р. Фахреддином. На этом конгрессе Ибн Сауд был признан «хранителем двух Священных Мечетей».Именно СССР как государство фактически признал резкое усиление роли Саудовской Аравии в религиозных делах мусульман.
В августе 1924 года в Хиджаз была направлена советская дипломатическая миссия во главе с Каримом Хакимовым –большевиком с дореволюционным стажем, противником любой формы «буржуазного национализма» в том числе и в виде автономий в составе РСФСР. До этого Хакимов был заместителем начальника политуправления Туркестанского фронта, секретарем ЦК Компартии Бухары. Как писал о нем его непосредственный начальник – высокопоставленный партийный деятель В. Куйбышев: «Считаю т. Хакимова добросовестным членом партии».
Одной из главных целей советской дипломатической миссии были коммунистическая агитация и пропаганда, а также сбор разведсведений.Для этого, например, был использован Хадж 1929 года, во время совершения которого советский посол встречался с паломниками из Индии, Туниса, Алжира, агитируя их выступить при поддержке СССР против их колониальных хозяев.
Оценивая ту роль, которую сыграл факт признания Советским Союзом королевства Саудовская Аравия, Хакимов писал: « Признание со стороны Советского Союза сыграло для Ибн Сауда большую роль…укрепило его положение на Аравийском полуострове и стало поводом для того….чтобы подтолкнуть Великобританию и другие страны к признанию Ибн Сауда».
Кроме этого СССР оказал Саудовской Аравии помощь в налаживании связей с соседними мусульманскими государствами. В связи с этим нарком (министр) иностранных дел СССР Чичерин писал Хакимову: «К настоящему времени нам удалось добиться в Персии некоторого перелома в антиваххабитской кампании. Успешное проведение контркампании, направленной к тому, чтобы ослабить антиваххабитские настроения, облегчилось тем, что Реза-шах заинтересован в ослаблении клерикалов, которые пытаются нажить себе на «ваххабитских зверствах» политический капитал».
Со своей стороны сменивший в 1928 году Хакимова на посту посла в Саудовской Аравии бывший председатель ТуркЦИКаНазирТюрякулов считал, что «ваххабизм …Ибн Сауда является тем инструментом идеологического воздействия на массу, посредством которого он форсирует процесс разложения родового общества, ускоряет темп падения авторитета шейхов и усиливает свое влияние и контроль над общественной жизнью населения». Ибн Сауду по представлению советского дипломата противостояла саудовская буржуазия, ориентированная в своей деятельности на англо-индийский рынок и проводившая «политическую линию, которая для данного момента вырабатывается англичанами».
По логике советских коммунистов Ибн Сауд должен был вступить в непосредственный конфликт с правителями соседних Трансиордании и Ирака, находившихся под контролем англичан, и претендовавших на части территории королевства, в том числе и на Мекку и Медину.
В конце 20-х, начале 30-х годов СССР рассматривал Саудовскую Аравию как главный элемент антианглийского фронта. В 1932 году саудовско-советские отношения достигли своего апогея –в СССР с официальным визитом прибыл наследный принц Саудовской Аравии Фейсал. По результатам визита в 1935 году было заключено торговое соглашение между двумя странами. Кроме всего прочего обсуждалась возможность закупки саудовской стороной советского вооружения и военной техники.
Однако хитрый Ибн Сауд «не оправдал» возлагаемых на него надежд коммунистов. Он не торопился вступать в открытый конфликт с Англией. И со второй половины 30-х годов риторика в отношении саудовского короля меняется. Теперь он был «зачислен» в ряды «феодально-реакционной верхушки отсталых арабских стран». Это было связано, прежде всего, с усилением роли коммунистических партий, создаваемых в то время при всесторонней поддержке Коминтерна в арабских странах. СССР не понравилось и то, что в вопросах нефтеразведки и нефтедобычи Ибн Сауд ориентировался на США.
Кроме этого в Саудовской Аравии,претендовавшей на роль лидера исламского мира, с подозрением относились к борьбе с исламом в СССР, хотя рассказы о преследовании мусульман в СССР и борьбе с религией советский посол Тюрякулов, называл «провокациями англичан и французов», а на вопрос почему больше не приезжают паломники из России ответил, что проливы Босфор и Дарданеллы оккупированы англичанами и французами, которые не пускают советских мусульман в Хадж (в то время проливы Босфор и Дарданеллы давно уже находились под юрисдикцией республиканской Турции.Все иностранные войска были выведены с ее территории еще 1921 году).
К тому же, взяв курс на построение социализма в «одной, отдельно взятой стране» Сталин начал сворачивать деятельность Коминтерна, руководителей которого он обвинил в троцкизме. В 1937-38 годах многие деятели Коминтерна были репрессированы.
Внешнеполитический курс СССР также был откорректирован. В связи с нарастанием угрозы большой войны в Европе Советский Союз стал теснее сотрудничать с Англией и Францией.Поэтому антианглийская деятельность отошла на второй план.
Карим Хакимов и НазирТюрякулов, ратовавшие за укрепление советско-саудовских связей, были расстреляны. Говорят, известие о гибели Тюрякулова потрясло Ибн Сауда, и он отказался принять нового советского посла, назначенного Сталиным. В сентябре 1938 года советское посольство в Джидде было закрыто.Руководство Народного комиссариата по иностранным делам СССР объяснило это решение общим сокращением числа советских дипломатических представительств за рубежом.
Дипломатические отношения между двумя странами были восстановлены в сентябре 1990 года.
При написании материала использовалась книга Ат-Турки Маджид бен Абдул-Азиза "Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах". М.2005.
Ильдар Мухамеджанов