Кого принято считать пятым праведным халифом?

Правитель, которого принято считать пятым праведным халифом (Источник фото: freepik.com).

Правитель, которого принято считать пятым праведным халифом (Источник фото: freepik.com).

В мире есть несколько мусульманских правителей, которые оставили яркий след в истории. Халиф Умар ибн Абдулазиз возглавляет этот список. Он считается одним из лучших правителей в мусульманской истории, уступая только четырем праведным халифам – Абу Бакру (р.а.), Умару (р.а.), Усману (р.а.) и Али (р.а.). Фактически его часто называют пятым и последним праведным халифом ислама.

Что стало с мусульманской уммой сразу после смерти Пророка (ﷺ)?
После смерти Пророка много племен отказались подчиниться его преемнику, а некоторые даже решили вернуться в язычество. Кроме того, лжепророки с большой скоростью набирали себе сторонников и становились серьезной угрозой для безопасности мусульман...
23.11.2020
1683

Когда римский император услышал о его смерти, он сказал: «Ушел из жизни добродетельный человек... Человек, у ног которого были все удовольствия мира, но при этом он закрыл на них глаза и жил жизнью благочестия и отречения».

Удивительно, что Умар ибн Абдулазиз как халиф правил всего 30 месяцев, но за этот короткий период он смог изменить мир. Его правление было самым ярким периодом в 92-летней истории Омейядского халифата.

Он был сыном Абдулазиза ибн Марвана, наместника Египта, а его мать, Умми-Асим, была внучкой халифа Умара ибн Хаттаба (р.а.). Умар ибн Абдулазиз родился в 63 году хиджры (682 г.) в Халване (Египет), но получил образование в Медине у дяди своей матери, знаменитого ученого Абдуллы ибн Умара. Халиф оставался в Медине до смерти своего отца в 704 году. Когда его позвал к себе дядя – халиф Абдулмалик, он женился на его дочери Фатиме и был назначен наместником Медины в 706 году, сменив на этом посту халифа Валида ибн Абдул Малика.

Умар оставался наместником Медины на протяжении правления халифа Валида и халифа Сулеймана. Но когда Сулейман тяжело заболел, его сыновья были еще несовершеннолетними для того, чтобы унаследовать титул халифы, поэтому Советник халифа Реджа ибн Хайва, предложил назначить преемником его двоюродного брата Умара ибн Абдулазиза. 

После того, как Умар был назначен халифом, он обратился к людям с минбара со словами: «О, люди, я был назначен вашим халифом, несмотря на мое нежелание и без вашего согласия. Итак, я здесь, я освобождаю вас от вашей клятвы (байят), которую вы приняли, чтобы быть мне преданными. Выбирайте любого, кого сочтете подходящим, в качестве своего халифа». Люди кричали: «О, Умар, мы полностью верим в тебя, и мы хотим, чтобы ты стал нашим халифом». Умар продолжил: «О, люди, повинуйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху; и, если я не подчиняюсь Аллаху, вы не обязаны мне подчиняться».

Умар был чрезвычайно набожным человеком и не любил мирскую роскошь. Вместо пышности он предпочитал простоту и  отдал все деньги и богатства, предназначенные для правящего халифа, в государственную казну (Байт аль-Мал). Он даже покинул дворец правителя и предпочел жить в скромном доме. Умар ибн Абдулазиз носил грубую одежду вместо роскошных халатов и часто оставался незамеченным и неузнанным на публике, как его прадед халиф Умар ибн Хаттаб (р.а.).

После своего назначения халифом Умар ибн Абдулазиз отказался от всех привилегий, которыми обладали омейядские халифы: от слуг, рабов, лошадей, дворцов, роскошной одежды и различного недвижимого имущества, вернув все казну. Он также попросил свою жену Фатиму вернуть драгоценности, которые она получила от своего отца халифа Абдул Малика. Верная жена выполнила его приказ и сдала все в государственную казну. Позже он выставил принадлежавшие ему предметы роскоши на распродажу, получив за них 23 тысячи динаров, потратил эту сумму на благотворительные цели.

Джалаладдин Суюти (1445-1505) в своем историческом труде «История халифов» («Таарик аль-Хулафа») отмечает, что Умар ибн Абдулазиз тратил всего два дирхама в день, когда он был халифом. Он получал меньшее жалованье, чем его подчиненные. Его частная собственность приносила доход в 50 тысяч динаров в год до его назначения, но, когда он отдал все свое имущество в казну, его личный доход сократился до 200 динаров в год. Это являлось всем его богатством, в то время, когда он руководил огромным халифатом, которое на западе граничило с государством Франков, а на востоке с Китаем.

Однажды жена застала халифа плачущим после молитвы. На расспросы жены о том, что случилось, он ответил: «Я стал правителем мусульман, и я подумал о бедных, которые голодают, и о больных, которые нуждаются, и о нагих, которые в бедности, и об угнетенных, которые порабощены, и о людях, которые находятся в тюрьмах, и о тех, кто имеет большую семью… и я чувствовал, что мой Господь спросит меня о них в День Воскресения, я побоялся, что никакая защита не поможет мне (в этот миг), и я заплакал».

Он был очень внимателен к своим подданным. Его мудрые реформы и снисходительность побудили людей добровольно платить налоги. Ибн Касир пишет, что благодаря реформам, предпринятым Умаром ибн Абдулазизом, годовой доход только в Иране увеличился с 28 миллионов дирхамов до 124 миллионов дирхамов.

Он провел обширные строительные работы в Иране, Хорасане и Северной Африке, включая строительство каналов, дорог, домов отдыха для путешественников и медицинских пунктов. В результате, за его короткое правление в два с половиной года финансовое положение простых людей заметно улучшилось: люди стали более зажиточными и довольными. Едва ли можно было встретить человека, просящего милостыню.

Считается, что Умар ибн Абдулазиз официально заказал первое собрание хадисов, опасаясь, что некоторые из них могут быть потеряны. Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Хазм и Ибн Шихаб аз-Зухри были среди тех, кто составили хадисы по указанию Умара.

Следуя примеру Пророка (с.а.с.), Умар отправил послов в Китай и Тибет, приглашая их правителей принять ислам. Именно во времена Умара ислам пустил корни и был принят значительной частью населения Ирана и Египта. Когда официальные лица пожаловались на то, что из-за обращений в ислам доходы государства от джизьи резко упали, Умар написал в ответ, что «Пророк Мухаммад (с.а.с.) был послан в качестве посланника (чтобы приглашать людей к исламу) и не как сборщик налогов».

9 золотых правил управления государством от пророка Мухаммада (ﷺ)
«Однажды один человек подошел в Пророку (мир ему). После того как он приблизился к нему, тот начал трястись от страха. Пророк (мир ему) сказал: «Не бойся, будь спокоен. Я не царь. Я всего лишь сын одной женщины из племени Кураиш, питавшейся вяленым мяcом»...
26.12.2019
4112

Он отменил подоходный налог, налог на брак, гербовый сбор и многие другие налоги. Когда многие из его чиновников стали жаловаться, что его финансовые реформы в пользу новообращенных истощат казну, он ответил: «Клянусь Аллахом, я хочу видеть, как все становятся мусульманами, чтобы нам с вами пришлось обрабатывать землю собственными руками, чтобы зарабатывать на жизнь».

Однажды мусульманин убил немусульманина из Хиры. Когда халиф Умар узнал о случившемся, он приказал наместнику вынести справедливое решение по делу. В результате мусульманин был передан родственникам убитого.

Умар ибн Абдулазиз умер в месяце Раджаб 101 года хиджры (720 г.) в возрасте 38 лет в арендованном доме в местечке Дайр Симан недалеко от Хомса. Он был похоронен в Дайр Симане на участке земли, которую купил у христианина. Сообщается, что он оставил после себя только 17 динаров с завещанием о том, что из этой суммы будет выплачена арендная плата за дом, в котором он умер, и плата за землю, на которой он будет похоронен.

Да смилостивится Всевышний над ним.

Социальные комментарии Cackle