«Книжная религия»: как развивалась книжная традиция мусульманских народов России

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Книжная традиция составляет неотъемлемую часть многовековой духовной жизни мусульманских народов России. Библиофильство, широко распространенное в исламском мире, характерно для мусульман еще со времен принятия ислама.

Безусловно, ислам относится к одной из мировых «книжных религий» с развитой письменной культурой, предписывающей своим последователям стремление к знаниям. Становление литературного арабского языка в качестве языка многонациональной культуры Халифата способствовало вовлечению всех народов, населявших его, в сферу арабоязычного и арабографичного литературного творчества.

Система образования, сложившаяся в Поволжье и на Северном Кавказе, развивалась под влиянием общемусульманской науки и культуры, что обеспечило разным слоям населения доступ к достижениям мусульманской цивилизации.

Дагестан является наиболее древним очагом исламской культуры на территории России: ислам впервые появился здесь еще в VII веке, а Дербент стал первым очагом распространения ислама в Дагестане. Переселенческая политика Арабского халифата привела к расширению арабского этнического компонента вначале в Южном Дагестане. Впоследствии арабский язык и арабская литература стали важной вехой в духовной культуре дагестанцев.

Неприкосновенность и государственная опека: как возводились мечети в начале ХХ века

Богатая и многообразная арабская литература, созданная многочисленными представителями народов, вошедших в состав халифата, все больше и больше проникала на Кавказ, в города и селения Дагестана. В X–XV вв. эта литература имелась во многих мечетях, учебных заведениях, рукописных коллекциях. Особое место среди памятников письменной культуры занимали Коран, хадисы, сочинения по грамматике арабского языка, мусульманскому праву, суфизму, толковые словари, исторические рассказы.

Взаимодействие и взаимопроникновение дагестанских и арабо-мусульманских культур в течение веков были настолько обширными, плодотворными, многообразными, что оставили яркий след во всех сферах духовной жизни Дагестана. 
Начиная с Х века, когда Дагестан был широко включен в культурную и экономическую орбиту влияния стран Ближнего Востока, здесь стали появляться первые очаги исламского образования со своей упорядоченной системой.

В Дагестане сложилась сильная школа мусульманских ученых – знатоков богословия и шариата, пользовавшихся высоким авторитетом. В сельджукский период многие дербентские ученые получали образование в крупнейших медресе стран Ближнего Востока, а вернувшись на родину, основывали кружки и школы по их образцу. Так, источники отмечают факт обучения дагестанцев в багдадском медресе «ан-Низамийа». Домонгольский период исламского образования характеризуется высоким уровнем знания арабского языка, наличием в Дербенте большого круга мусульманских школ и кружков, специализировавшихся на хадисоведении и суфийской литературе.

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

История суфийской литературы в Дагестане берет свое начало с рубежа XI–XII вв., о чем свидетельствует сочинение Мухаммада ибн Мусы ибн ал-Фараджа Абу Бакра ад-Дарбанди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» (Базилик истин и сад тонкостей). Книжные хранилища республики располагают множеством списков сочинений ал-Газали, датируемых XII – XVII вв.

Вхождение в орбиту мусульманской цивилизации подготовило почву для широкого развития и распространения книжной письменности, в том числе и среди татарского народа, который на протяжении десяти веков развивался в рамках мусульманской культуры. Впоследствии на основе арабской графики был сформирован огромный пласт тюрко-татарской литературы, культуры, религиозной, исторической и общественной мысли. Местные авторы создавали свои труды по типу восточных сочинений, составляли комментарии и субкомментарии к произведениям восточных мыслителей, распространяли их научные идеи в Волго-Уральском регионе.

К самым ярким и известным шедеврам литературных памятников тюркских народов относится знаменитый словарь XI века Махмуда Кашгари «Дивану лугат ат-тюрк» (Диван тюркских наречий). В 1069 году в столице государства Караханидов Юсуфом ибн Хазипом Баласагуни было написано выдающееся литературное сочинение раннего Средневековья «Кутадгу-билик» – первое энциклопедическое произведение, созданное не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков.

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle