Казанское ханство: зарождение махалли и влияние суфизма

Фото: historytraditions.com
Казанское ханство образовалось в результате борьбы за власть претендентов на трон в Золотой Орде. Власть в новом государстве принадлежала потомкам Чингизхана, а территория включала земли Волжской Булгарии.
Мусульманское духовенство Казанского ханства «было большим сословием», которое имело систематизированную и разветвленную иерархическую структуру, во главе которой стоял сеид, затем – сеидзаде (сын сеида, наследник духовного сана), шейхи (видные мусульманские деятели, богословы, знатоки преподавания религиозных дисциплин, главы суфийских братств), хакимы (главные судьи, государственные деятели), кадии (мусульманские народные судьи), факыйхи (знатоки исламского права), муллы или имамы, муэдзины, хафизы (профессиональные чтецы Корана наизусть), хаджи (люди, которые совершили хадж (паломничество) в святые места в определенное время и с определенными условиями), остазы (профессиональные учителя), денишменды (также учителя, наставники), шейхзаде (сыновья шейха), муллазаде (сыновья муллы), шакирды (ученики различных учебных заведений, в частности медресе), дарвиши (мусульманские нищенствующие аскеты, приверженцы различных суфийских общин и братств), суфии (последователи суфийского тариката).
Несомненно, суфийский фактор оставался очень важным и в Казанском ханстве. Более того, по словам М.Худякова, именно суфии оказали большое влияние на распространение мусульманства среди инородцев и на развитие народного просвещения в крае. Их действия основывались исключительно на веротерпимости.
Золотая Орда: веротерпимость и распространение ислама
Суфийские шейхи ходили по деревням и своими проповедями обращали язычников в мусульманство, или обосновывались в языческих селениях, где жили, проповедуя ислам на личном жизненном примере. «Свою проповедь суфийские шейхи закрепляли основанием школ».
Их деятельность способствовала распространению, вместе с религией, языка, культуры, быта, обычаев предков татар и тем самым, отчасти, ассимиляции некоторых народов (например – вотяки, черемисы).
Таким образом, формирование религиозной структуры в регионе прошло несколько этапов. Первоначально зародилась махалля – мусульманская община. Впоследствии структура усложнилась. Усиление роли ислама в обществе привело к появлению религиозных ученых и учителей.
В связи с изменением политической ситуации выросло влияние духовно-нравственного направления ислама – суфизма. Это, в свою очередь, повлияло на религиозную структуру общества. Позиции мусульманского духовенства усилились.
В период становления Казанского ханства светские правители – ханы и духовенство – саиды становятся политическими конкурентами. Согласно некоторым источникам, местное население, видимо, в большей мере руководствовалось фетвами духовенства, нежели приказами ханов.
Волжская Булгария: принятие ислама и становление мусульманского духовенства
Исламизация булгарского общества происходила относительно быстро по восходящей линии. В скором временем Волжская Булгария становится мусульманским государством, основанном на шариате.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
Никак не получается выйти замуж, что делать?
Мне уже 29 лет, и я никак не могу выйти замуж. У меня нет никаких отклонений в физическом развитии, и с внешностью тоже всё хорошо, альхамдулиЛлях, не жалуюсь...
-
Рождение и детство в Османской империи
При дворе султанов Османской империи важнейшие моменты жизни фиксировались на бумаге. На каждую наложницу, поступавшую в султанский гарем, заводилось что-то вроде «досье» и если она проводила ночь с султаном, то за ней начинал следить специально назначенный человек, который фиксировал все изменения и их время. Если в результате наступала беременность и предстояли роды, то их обеспечением занимался специальный придворный врач, но основную роль при родовспоможении играли акушерки из числа наиболее опытных наложниц. Врач лишь подвала советы, оставаясь за занавеской, и даже не видел роженицу
-
10 вещей, которые не делает хороший муж
Каким должен быть муж по исламу? Что он должен делать и чего не должен?
-
Что помогло пророку Мусе (а.с.) перевести сынов Израиля через море?
Описание в аяте водяных гор наводит на сравнение их с волнами-цунами, которые достигают гигантских размеров. Как и у гор, у этих волн большое по площади нижнее основание. При их возникновении глубина моря уменьшается, так как большая масса воды уходит вверх, создавая волны высотой до 30 метров.
-
Что за цветы Всевышний Аллах подарил Пророку Мухаммаду (ﷺ)?
И вот миновали зимние холода и снежные метели. Наступила долгожданная весна. Аллах Та’аля окинул Вселенную милостивым взором, а земля словно ждала только этого и начала оживать, преображаться. Вот как об этом сказано в суре «ар-Рум» в 50 аяте:
-
Как возникли Объединенные Арабские Эмираты?
До начала 19 века побережье Персидского залива находилось под номинальной властью Османской империи. На деле нищие прибрежные деревушки (за исключением города Кувейт), населенные рыбаками и ловцами жемчуга контролировались лишь местными шейхами. В 30-х годах 19 века борьбу с ними вел ваххабитский эмир Турки ибн Абдуллах.
-
Какие знания мусульманин должен получить обязательно?
В этой статье мы расскажем о том, получение каких знаний считается обязательными для всех мусульман, а каких – лишь желательным, хотя тоже весьма похвальным делом. А также приведем дуа для облегчения пути к знаниям.
-
Стоит ли подавать всякому, кто у вас просит денег?
Все ли просящие подаяние действительно нуждаются в помощи или это просто хитрые мошенники, играющие таким образом на людской жалости?