Тот, кто читал роман Шолохова «Тихий дон» знает, что основное действие его разворачивается на хуторе Татарском. Оттуда родом был и главный герой романа Григорий Мелехов. Шолохов не стал уточнять, откуда взялось такое название у населенного пункта, ставшего сюжетным стержнем его произведения.
Но можно внести ясность и в этот вопрос. Ответ очень прост – станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске. По одной из версий татары на Дон пришли с территорий, где ныне расположена Пензенская область, из знаменитых «шести деревень» - «алты авылы». Это были служилые татары во главе с Арсланом Полкаевым, которые отличились в Азовских походах времен Петра I. Часть из них осталась на землях донских казаков.
Современный ростовский ученый Р.Ф. Патеев считает, что «на сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона».
Однако стоит отметить, что сильное тюркское влияние на быт, язык и обычаи казаков не может отрицать ни один исследователь.
И в связи с этим другой историк О.Ю. Куц выдвигает свою версию о том, что донские татары были такими же выходцами с окрестных территорий, как и другие жители казачьих городков. Так, например, астраханские татары "выезжали из Астрахани на Дон для добычи". Турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывавший в середине 1660-х годов по Дону, отметил, что в казачьих городках живет вместе с казаками немало татар (речь идет о городках, располагавшихся между излучиной Дона (Переволокой) и низовьями Дона). Путешественник называет их представителями народа "хешдек". Так в Османской империи назвали астраханских татар. В связи с этим О. Куц делает вывод, что донские татары – выходцы с астраханских краев.
Одной из станиц Войска Донского была Татарская, располагавшаяся в двух верстах от войсковой столицы – города Новочеркасск. По мнению донского историка В.Д. Сухорукова, она возникает в 70-е гг. XVII века.
В 1811 году к татарам присоединились ногайцы, вошедшие в Войско Донское при условии сохранения их веры. Их поселили на реке Крепкой, где был образован хутор Крепинский.
Казачьи предания повествуют о казаках-татарах как о знатных кулачных бойцах, в схватках с которыми не раз сходились казачьи ватаги из других станиц.
Об одной из таких схваток – побоище 1804 года среди казаков, ходили ужасные рассказы. Тогда в схватке на льду Рамазанова озера, отделявшего станицу Татарскую от других, сошлись, по преданию, несколько тысяч кулачных бойцов. Кулачный бой перерос в драку с десятками убитых и сотнями раненых.
В 1849 году в Войске Донском насчитывалось 623 татарина, в том числе 277 женщин и 346 мужчин.
На 1859 год в Войске насчитывалось 120 татарских дворов: 65 — в станице Татарской, 55 — на хуторе Крепинском.
Если рассмотреть отдельно население самой станицы и хутора, то в Татарской проживало 337 человек: 184 мужчины и 153 женщины; а в Крепинском - 300 человек: 160 мужчин и 140 женщин.
Эти демографические данные показывают, что к середине 19 века среди казаков-татар мужчин было больше чем женщин. Это послужило причиной для их переселения в Османскую империю: казаки заявили, что из-за недостатка невест им грозит вырождение и в 1860 году 115 казачьих семейств переселились в Турцию.
Но уехали не все.
15 семей не пожелали покидать родную землю, и в связи с этим войсковой атаман распорядился сохранить мечеть и другие общественные здания и передать их в пользу остающихся татар. Из них был образован хутор Татарский в составе Средне-Черкасской станицы, в котором по данным переписи 1873 года проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор. Причем 105 жителей было мусульманами.
Данные 1897 года показывают, что жизнь на хуторе за прошедшие 23 года мало изменилась. Количество дворов увеличилось на 3 (было 21, стало 24). При этом, если количество мужчин уменьшилось на 1 (в 1873 г. было 59, а в 1897 — 58), то число женщин возросло на 5 человек (в 1873 – 49, а в 1897 – 54).
Казаки-татары из Татарского занимались земледелием, скотоводством и извозом. При этом скотоводство преобладало. «Татары больше имеют старание о разведении рогатого скота, которого содержат до 2,5 тысяч…». В том числе — лошадей до 500, а овец до 1000 голов».
После Октябрьской революции казакам-татарам пришлось испытать на себе все, что описывал М. Шолохов в своих знаменитых произведениях: Гражданскую войну, коллективизацию, расказачивание.
Великая Отечественная война еще больше опустошила хутор. На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Например, бывший мулла и преподаватель местного медресе, Салим Бекиров был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения.
После войны хутор постепенно пришел в упадок. Дело в том, что рядом с ним располагается городская свалка Новочеркасска, которая по свидетельству очевидцев уже вплотную подступила к нему.
Остаётся только гадать – пощадит ли время хутор Татарский, увековеченный в романе Шолохова, удостоенного Нобелевской премии, или же память о нем останется лишь на книжных страницах.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.