Как живут татары в Китае: история, культура, традиции

Что Вам приходит на ум, когда где-то заходит речь о татарах? Сразу перед глазами всплывает изображение Кул Шарифа, запах очпочмаков и мант, хочется поехать в Татарстан, пройтись по Старо-Татарской слободе и побывать в настоящей татарской деревне. Однако, смеем Вас заверить, что ошибочно полагать, что представители этого этноса проживают лишь в Республике Татарстан.

История, судьба разбросала представителей татарского народа по всему миру, сделав для тюркского этноса Родиной и Поволжье, и Приуралье, и Сибирь, и Казахстан, и страны Средней Азии, и даже Китай или Австралию. Немного ранее мы с Вами узнали, как татарский этнос проник на территорию среднеазиатских государств. А сегодня давайте узнаем с Вами о татарах, проживающих сегодня в Китае.

Современный татарский этнос, сформировавшись в конце средневековья на территории Поволжья, довольно широко расселился отдельными группами по миру. При этом следует отметить, что сам этноним «татары» встречается в письменных памятниках значительно раньше этого времени (например, в китайских источниках эпохи Тан (618–907 гг.)).

Древние и средневековые татары внесли свой вклад в историю Центральной и Восточной Азии и других территорий, неоспоримо их участие в этногенезе и этнической истории тюркоязычных народов, позднее формировавшихся на обширных пространствах Евразии.

Поволжские татары в новое время прежде всего появились в Средней Азии, особенно после её присоединения к России. Независимо от количества татарского населения в этом регионе уже в XIX в. оно играло довольно значительную роль в духовной жизни узбеков, киргизов, казахов и др.

Татарские торговцы привозили пользовавшиеся спросом товары, а интеллигенция (речь идёт о мусульманском духовенстве, учителях, просветителях) несла культуру и просвещение. Можно предполагать, что татары в первую очередь с торговыми целями начали в XVIII в. проникать и на территорию Восточного Туркестана, которая в 70-е годы XVIII в. стала китайской провинцией Синьцзян (Новая граница).

Количество татар заметно возросло в конце ХIХ-начале ХХ в., особенно на севере Восточного Туркестана, причем тогда по личным, родственным и соседским связям наряду с торговцами приходили и оседали здесь представители духовенства и светской интеллигенции.

Татары в это время играли заметную просветительскую роль во всём регионе. Но, к сожалению, каких-либо достоверных статистических данных нет, поскольку в Китайской Республике татары не выделялись в качестве самостоятельного этноса. Они входили в состав общности «Хуэй» (мусульмане) вместе с другими народами, исповедующими исламские ценности.

Что касается Восточного Туркестана, то татары оседали в таких городах, как Кульджа, Чугучак и Урумчи. В Кульдже, например, был даже целый татарский квартал, который назывался ногай махалля. Став постоянными жителями региона, татары продолжили по большей части заниматься торговлей.

Среди купцов выделялась крупная группа, сосредоточившая в своих руках торговлю кожей, шерстью, скотом, мехом, хлопком, материей, шёлком, чаем и другими товарами, пользовавшимися спросом. Мелкие и средние татарские торговцы широко осваивали территорию Синьцзян, а крупные бизнесмены торговали и во внутренних районах Китая, в том числе довольно далеких от мест их проживания, вплоть до провинции Фуцзянь.

Богатые татары также владели крупными стадами, которых на договорных началах часто отдавали на выпас своим соседям казахам. Небольшое количество бедных татар сами занимались скотоводством. На их выбор занятий огромное влияние оказывали экологические условия – регион был очень богат пастбищными угодьями. Разводили овец, коз, а также крупный рогатый скот.

Небольшая группа татар занималось земледелием, а под влиянием уйгуров развитие получили садоводство и цветоводство. Татары-ремесленники обрабатывали кожу, мололи муку, варили мыло, женщины в свободное время занимались шитьём и вышивкой.

Что касается домашнего обустройства китайских татар, то дома у них были глинобитные, с плоской крышей, очагом каминного типа. Стены внутри дома, как правило, украшались красочными многоцветными коврами. Характерной особенностью и украшением татарской усадьбы было наличие богатого цветника и разнообразного сада.

Раз уж мы завели речь о домашнем убранстве, то нельзя не обратить внимание на особенность питания. Богатая татарская пища отличалась от пиши соседних народов большим разнообразием, особенным успехом пользовались выпечные изделия, в том числе с использованием мёда. Из мёда и дикого винограда изготовлялись хмельные напитки. Татары Восточного Туркестана в первой половине ХХ в. ещё сохраняли свою традиционную одежду, головные уборы, обувь, украшения, наиболее распространенными цветами были белый и чёрный.

Семья у туркестанских татар всегда была малая, моногамная. Нередко при определении брачного партнёра предпочтение отдавалось кросскузенным бракам. После свадьбы, которая проводилась при непременном участии муллы (речь идёт о никахе), молодые некоторое время, порой до рождения первенца, оставались жить в семье родителей молодой, что создавало для неё наиболее благоприятные и комфортабельные условия для привыкания к новому статусу и образу жизни.

К празднику первого положения младенца в колыбель тёща дарила традиционную колыбель, родственники преподносили многочисленные разнообразные подарки. В дальнейшем молодые уходили жить отдельно, но к родителям с обеих сторон относились с большим уважением и вниманием, часто навещали их. Вообще старшее поколение в татарском обществе пользовалось особо высоким авторитетом, велика была роль аксакалов в решении семейных и общественных вопросов.

Для обучения татарских детей в Китае уже в конце ХIХ в. стали создавать старо-, а потом и новометодные школы. Учителя и учебники доставлялись прямиком из Казани. Учиться в татарской школе считалось престижным, в ней занимались также уйгурские, казахские и даже дунганские дети. Татарский язык оказал определённое влияние на язык соседних уйгуров и казахов. В качестве языка межнационального общения сложился особый говор — орта тил («средний язык»), ставший общим для уйгуров, татар и казахов. Особенно он был распространен в Чугучаке, на нём даже издавалась газета.

Татары, особенно мужчины, были полилингвистичны и свободно владели языками соседних народов. В Восточный Туркестан из Казани и других татарских культурных центров выписывали светскую и религиозную литературу, журналы и газеты на татарском языке на арабской графике. Большой популярностью пользовались спектакли татарского театра.

В татарских кварталах и вовсе были свои мечети. Татарские муллы служили и в мечетях иноэтнических общин в Синьцзяне, поскольку они отличались глубокими познаниями догматов мусульманской религии, проходили специальную подготовку в духовных школах России…

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle