Как зарождалась татарская система образования? Часть I

Накиб аль-ашраф Саид Кул Шариф. Художник Нияз Хазиахметов

Накиб аль-ашраф Саид Кул Шариф. Художник Нияз Хазиахметов

Появление у татар собственной системы образования имеет древнюю историю. Своими корнями она уходит во времена Булгарского государства, Золотой Орды и Казанского ханства.

В IX веке на территории слияния Волги и Камы булгары создали собственное государство, которое сейчас известно как Волжская Булгария.  Для своего времени это было из одно самых развитых государств в Европе, где придавалось особое внимание образованию, знаниям и науке. В те времена в Европе основная торговля шла через речные артерии. Поэтому благодаря полноводной Волге и Каме Волжская Булгария стала одним из центров международной торговли, куда съезжались купцы из разных стран и уголков мира. Обширные международные связи также благоприятно влияли на рост образования и знаний среди местного населения.

В развитии образования и в его дальнейшей направленности очень важную роль сыграло официальное принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году. С этого времени булгары, а затем татары связали свою судьбу с исламской системой образования и арабским письмом.

Как зарождалась татарская система образования? Часть I

Знаменитый мусульманский энциклопедист Х века Ибн Руста писал, что «в стране булгар большинство населения исповедуют ислам, и у них имеются свои мечети, мактабы, муэдзины и имамы». Во времена Волжской Булгарии среди местного населения широкое распространение получили религиозные трактаты, научные и литературные произведения. Кроме того, появились свои богословы, ученые, лекари, философы и поэты.

В XII веке булгарский историк Йакуб ибн Нугман написал книгу под названием «История Булгара». К сожалению, это произведение не дошло до наших дней, но отрывки из этой книги приводит арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати. Примерно в тот же период жил Бурханеддин Ибрахим ибн Йусуф Булгари – богослов, ученый и медик, написавший медицинский трактат «О простых лекарствах» и ряд других произведений.

Среди местного населения особой популярностью пользовались литературные произведения. Самыми читаемыми книгами были «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе») Кула Гали, «Нахдж аль-фарадис» («Открытая дорога в райские сады») Махмуда аль-Булгари, перевод поэмы «Хосров и Ширин», сделанный Махмудом аль-Булгари и другие.

Это было уже время, когда Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Именно в этот период началось формирование татарского народа. В XV веке, после распада Золотой Орды, на территории бывшей Волжской Булгарии возникло Казанское ханство.

В период Казанского ханства в Казани и других городах и деревнях ханства имелись мечети, а при них обязательно находились мактабы, которыми руководили муллы и помогавшие им халфы. Мактабы выполняли функцию начальной школы, в которых учили читать и писать, а также преподавали основы ислама.

Шигабутдин Марджани. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. Часть II (золотистым цветом отмечено место, где говорится о шарифах и саидах Казани

Шигабутдин Марджани. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. Часть II (золотистым цветом отмечено место, где говорится о шарифах и саидах Казани

Среди дошедших до нас произведений того времени можно отметить поэмы «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») и «Нур-и содур» («Свет сердец») Мухамедьяра, «Зафернаме-и виляйет-и Казан» «Поэма о победе Казанского виляйата» Мухаммеда Шерифа Хаджи Тархани.

Согласно сохранившейся информации, в период Казанского ханства в Казани находилась огромная библиотека, в которой, кроме книг на тюркских наречиях, были также книги на арабском, персидском и других языках. Во время захвата Казани русскими войсками в 1552 году библиотека вместе с книгами сгорела.

Древний Казанский кремль: где находился таджикский овраг?
Андрей Курбский, ближайший соратник Ивана Грозного, участвовавший в захвате Казани в 1552 году, описывая последний день приступа города, написал...
14.09.2020
12141

По утверждениям Шигабутдина Марджани, в начале XVI века в самой Казани было два медресе. Известно, что одно из находилось рядом с так называемым «Таджикским оврагом».

«В нем преподавали ученые из рода аббасидов (шарифы из аббасидов) и несколько саидов из рода Али (р.а.) во главе с накиб аль-ашрафом – муллой Шариф Кулом (имеется ввиду мулла Кул Шариф). У мусульманских ханов и городского населения эта личность имела большой авторитет и уважение» [Марджани Ш. Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. Часть II. 1900. C. 2].

Правда ли, что в Казани жили потомки Пророка Мухаммада (ﷺ)?
Правда, что в Казани жили потомки Пророка Мухаммада (мир ему), и они занимали важные должности?
10.04.2020
14486

Нет сомнений в том, что в булгарский, золотоордынский и казанский периоды было написано очень много религиозных и научных трудов, а также литературных произведений. Однако из-за частых войн и пожаров они, к сожалению, оказались утраченными. Но есть надежда, что часть из них еще удастся обнаружить в архивах и библиотеках Средней Азии, Ирана или Турции.

Продолжение следует…
 

Социальные комментарии Cackle