В Османской империи на протяжении веков месяцу Рамадан оказывалось большое почтение. При султанском дворе благодаря этому священному месяцу даже возникли свои особые традиции и церемонии. В нашей нынешней статье мы рассмотрим, как проводил месяц Рамадан турецкий султан Абдулхамид II. Главным источником, на который опираются историки в этом вопросе, являются воспоминания Шадийе Султан (1886–1977) – дочери Абдулхамида II.
Но недавно в Турции для широкого читателя вышел еще один интересный источник, о котором мы уже писали в наших двух предыдущих статьях.
Это книга «Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса о Стамбуле, Бурсе, сюррейском полку и хадже (1906-1907)». Она представляет из себя мемуары, которые принадлежат перу татарского имама, шейха и мударриса Нургали бин Хасана аль-Буави (Нургали Хасанов) из Буинска.
Он около двух месяцев прожил во дворце султана Абдулхамида II и удостоился личного внимания и похвалы со стороны турецкого монарха. Часть этого времени пришлось на месяц Рамадан. Поэтому воспоминания Нургали хазрата представляют собой ценный источник о нравах и обычаях, царивших во дворце султана во время Рамадана, также дают интересную информацию о том, как эти дни проводил сам султан Абдулхамид II.
О жизни султана Абдулхамида II написано множество книг и снято большое количество документальных фильмов, однако больше всего информации о личной жизни султана мы узнаем из воспоминаний двух его дочерей – Айше Султан и Шадийе Султан. Они дают детальную информацию о жизни Абдулхамида II во дворце Йылдыз в преддверии заката огромной империи.
Согласно воспоминаниям Шадийе Султан, они с трепетом ждали наступления месяца Рамадан. Все приготовления начинались за неделю до начала священного месяца. Во дворце проводилась генеральная уборка. Из дворцовой кладовой во все комнаты разносили большие кувшины с различными напитками и яствами для разговения. В первый вечер Рамадана во всех комнатах устанавливались столы, расстилались молитвенные коврики. А затем харем агасы (начальник гарема) приходил вместе с имамом и двумя муэдзинами, у которых были очень хорошие голоса. Они исполняли религиозные песнопения, а после этого совершались намазы.
На протяжении всего месяца Рамадан в каждой комнате имелся свой имам и два муэдзина, которые в сопровождении двух харем агасы совершали таравих-намазы. После таравих-намаза имама и муэдзинов угощали прохладными щербетами. Султан Абдулхамид II совершал таравих-намазы вместе с улемами и муэдзинами в особняке, который соединялся с личными апартаментами султана во дворце Йылдыз.
Ночью двери комнат открывались и заносились подносы с едой для сухура. Пока не выстрелит сигнальная пушка, все находились в ожидании. А после выстрела, извещающего о наступлении имсака все совершали утренний намаз и ложились спать. Днем в каждую комнату заходил имам для того, чтобы прочитать проповедь и дать наставления.
После вечернего сигнала пушки все начинали разговение, выпив воды привезенного из священного источника Зам-зам. На протяжении всего месяца Рамадан султан Абдулхамид II каждый день уходил в Мабейн-и Хумайун – государственный орган, состоявший из особых приближенных султана. Здесь два раза в неделю вместе с видными сановниками он слушал уроки по тафсиру Священного Корана. Эта традиция была начата турецкими султанами еще в 1759 и продолжалась до отмены халифата в 1924 году.
Те, кто участвовал на уроках тафсира Священного Корана, одаривались особыми подарками султана.
Во время месяца Рамадан во дворце запрещалось играть на музыкальных инструментах. По старому османскому обычаю всем приглашенным во дворец на ифтар гостям дарили специальные подарки, которые назывались «диш кирасы».
Каждый вечер на площади у дворца Йылдыз устраивался ифтар для батальона солдат. А после ифтара личный казначей султана раздавал солдатам «диш кирасы», после чего солдаты покидали площадь прокричав три раза «Да, здравствует падишах!». Часто к этому солдатскому ифтару присоединялись сыновья или братья султана.
Один раз в году в месяц Рамадан представители династии Османов посещали комнату «Святых реликвий» во дворце Топкапы. Здесь с особой почестью хранились личные вещи, принадлежащие пророку Мухаммаду (с.а.с.). Это ежегодное посещение было одним из важнейших церемоний династии Османов.